Время Науки. 2016. Выпуск 4 - The Times of Science

Romashin M. I. М. И. Ромашин 26 №4 альные проблемы и настроения, распространенные или латентно присут- ствовавшие в обществе. Вместе с тем, появление в конкретном социально- историческом контексте произведений кинематографа обусловило актив- ную трансформацию самого этого контекста. В странах, где национальное кино непосредственно контролируется и финансируется государством, оно может выступать в качестве явного пропа- гандистского канала (в сталинской России, национал-социалистической Германии и др.), но американская киноиндустрия всегда была основана на частном предпринимательстве и твердо привязана к необходимости финан- сового успеха, а значит, ориентирована на общественные настроения. В трудные 1960-е годы, когда зрительская аудитория сужалась, а студии за- крывались, это сделалось особенно необходимым. Опрос «Newsweek» 1970 года показал, что 62% завсегдатаев кино составляли люди до тридцати лет, т.е. именно та возрастная группа, которая должна была отправляться во Вьетнам и наиболее активно участвовала в движениях за мир [14]. Война во Вьетнаме стала неотъемлемой частью американской жизни и не могла быть проигнорирована Голливудом. Анализируя кинофильм как исторический источник, мы можем ви- деть, как люди относились к происходящему, и вместе с тем судить о фильме как об интерактивном медиа-средстве. Кинообраз – как и любой визуальный источник – может быть «прочитан» как коммуникативное со- общение, с его денотативными и коннотативными характеристиками. С его помощью происходит фиксация, производство и обмен смыслами, это одно из средств, которое репрезентирует идеи и чувства людей в культуре [4, с. 197]. Обращение в рамках исторического исследования к такому специфи- ческому источнику, как кинофильм, требует междисциплинарного подхода, а также генерирования и использования инструментария и метода, адек- ватного поставленным задачам. Эффективность исследовательского ана- лиза зависит от множества факторов – во многом это «вопрос националь- ной, классовой и гендерной обусловленности восприятия фильма», но в значительной степени «поле» и направления анализа заданы самой «филь- мической формой» – нарративными техниками, визуальным стилем, рабо- той камеры и прочим [6]. Для результативного использования фильмов в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=