Время Науки. 2016. Выпуск 4 - The Times of Science

Mazurik A. S. А. С. Мазурик 20 №4 братьев <…> столь великие знамения и такие необыкновенные и от века неслыханные чудеса <…> не подлежит сомнению, что и братья дома Тевтонского исполнены были веры и силы, когда они, малочисленные, покорили столь сильный, дикий и бесчисленный народ прусский» [2, c. 6]. Новозаветные сюжеты также искусно используются автором в рамках той же концепции – превращения крестоносцев из завоевателей и захватчиков чужой им земли в святых. Встречается подобный пример в первой главе – «О начале ордена дома тевтонского». Название главы точно описывает ее содержание: Петр рассматривает то, как именно образовался Орден на территории Палестины во время осады Акры в 1190 году. Братство характеризуется Петром исключительно как миссионерское, призванное помогать слабым и больным, но никак не военное. Тем не менее, библейские сюжеты, которые он использует в этой главе, демонстрируют, что военная миссия для хрониста непосредственно связана с деятельностью мирной и проповеднической, помощью раненым и нуждающимся. Однако не это составляет сюжетный и идеологический мотив данной главы. Основное желание хрониста – показать читателю, что деятельность Ордена, какой бы она ни была, свята, буквально благословлена Небом, более того, приравнена к небесной. Хроника гласит: «Кажется, что это рыцарство, по образу неба и земли созданное, является единственным и главнейшим, которое вместо Христа будет страдать при поругании креста Его и посвятит себя делу отвоевания Святой земли обетованной от гнета языческого. Ибо видел Иоанн воинствующую церковь в образе нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога, в которой они сражаются с прочими отрядами небесных сил, отражая любую противоборствующую силу» [2, c. 7]. Приведенные слова – практически точное цитирование книги Откровения Иоанна Богослова, или книги Апокалипсиса. Оно гласит: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое» (Отк. 3,12). Здесь автор вполне определенно ставит рыцарское войско на одну позицию с воинством небесным, таким образом демонстрируя его святость

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=