Время Науки. 2016. Выпуск 4 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2016 19 претерпевали члены братства. Можно отметить, что пролог содержит в себе 19 отсылок к библейским сюжетам, и все они используются автором для подчеркивания тех мук, которые приходилось испытать братьям. Стоит обратиться к одной из таких отсылок. Текст хроники гласит: «Знамения и чудеса свершил надо мною Всевышний. Поэтому подобает мне возвестить о знамениях Его, ибо они велики, и о чудесах Его, ибо они могущественны» [2, c. 6]. Подобную же цитату мы встречаем в книге Даниила в Ветхом Завете: «Знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог, угодно мне возвестить вам. Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его!» (Дан.3, 99-100. Здесь и далее Библия цитируется по Синодальному переводу ). Петром приводятся слова вавилонского царя Навуходоносора, который во всеуслышание признал иудейского Бога после того, как пророк Даниил и его приверженцы смогли выжить в огне. Петр самого себя сравнивает с царем, орденских братьев с пророком Даниилом. Навуходоносор был потрясен силой веры и бесстрашием брошенных в огонь иудеев, как сам хронист поражен подвигами братьев. Члены ордена для него схожи с ветхозаветными пророками, отличившимися стойкостью духа и преданностью Богу. Автором проводится параллель: подобно противостоянию Даниила языческому золотому кумиру Навуходоносора, братья Ордена сражались с бесчисленными язычниками-пруссами, не жалея себя в этих битвах и затяжных войнах. Сам хронист поражен этим в той же степени, что и Навуходоносор, и именно поэтому использует данный сюжет. Он наблюдатель со стороны, который потрясен событиями, произошедшими на прусской земле. Эти события приравниваются по масштабу к ветхозаветным, победа Ордена буквально сравнивается с настоящим чудом. Данный сюжет был вставлен автором, вероятно, и в политических целях. С помощью него хронист стремился показать, что победа, достигнутая Орденом в свое время, далась ему нелегко, потому Орден достоин признания и почитания, причем почитания на одном уровне со святыми. Подтверждение этой интерпретации мы можем обнаружить уже в следующих строках пролога, где автор пишет: «Подходят, однако, эти слова автору сей книги, который после того, как увидел в облике святой общины

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=