Время Науки. 2016. Выпуск 4 - The Times of Science

Mazurik A. S. А. С. Мазурик 18 №4 задействованных библейских сюжетов напрямую зависит от того, чему посвящена та или иная часть повествования. Первая часть, посвященная образованию Ордена и его пребыванию в Палестине, содержит всего 23 таких упоминания, вторая – о начале похода в Пруссию – уже 119, хотя она не сильно отличается размерами от первой. Третья – «О войнах братьев Тевтонского ордена с язычниками пруссами» включает в себя уже 136 «отсылок» к Библии, четвертая, описывающая уже не завоевания духовно- рыцарского братства, а события мировой истории, – всего 11. Можно проследить следующие тенденции. В третьей главе, где содержится больше всего информации непосредственно о борьбе рыцарей с язычниками, встречается большее количество упоминаний библейских сюжетов. В четвертой, где содержится сухая фактология, отсылки к Библии встречаются лишь в тех главах, которые посвящены военным событиям на Святой Земле. Таким образом, напрашивается очевидный вывод – библейский материал автором привлекается по большей части для повествования непосредственно о событиях милитаристского характера и для описания воинства Ордена. Военные события автором рассматриваются как борьба не столько материальная, которая ведется за ресурсы и землю, сколько идеологическая, духовная, война за веру и церковь. Восприятие и оценка рыцарей основываются на этом факте: для хрониста они, в первую очередь, святые мученики, но никак не воины и завоеватели, что идет вразрез с восприятием Ордена в последующих эпохах. Наш анализ начнется с пролога, который и задает тон всей хронике. Пролог содержит в себе важные данные по поводу истории создания Хроники: время ее написания, информация о личности хрониста и, что самое важное, обращение к конкретному историческому лицу – магистру Вернеру фон Орлзену, чья противоречивая внешняя политика не прибавляла авторитета Ордену в Европе. Хронист начинает повествование в подражание житиям: автор самоуничижается перед лицом Бога, признает свой талант писателя Его даром, и, что самое главное, описывает лишения, страдания и благородство рыцарей Ордена: рассказывает об их скудной пище, скромной одежде, жертвенности во имя веры и церкви и прочих лишениях, которые

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=