Время Науки. 2016. Выпуск 3 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2016 83 тальном и контрольном классах находится приблизительно на одном уровне, что позволяет провести запланированный эксперимент и получить объективные результаты. На формирующем этапе эксперимента было проведено 10 уроков и 2 внеурочных мероприятия с использованием различных активных и интер- активных методов формирования исторических понятий: составление тема- тического словаря, использование наглядных средств обучения, сюжетно- ролевые игры, решение и составление кроссвордов, викторины. Поскольку в исследуемом классе ученики ведут словарики для запи- сей понятий, данная работа была продолжена. Однако, помимо этого, уче- никам было предложено и другое задание – составление тематического сло- варика. По нашему мнению, такая работа целесообразна при изучении темы, которая включает в себя большое количество терминов и имеется возможность использования средств наглядности. В исследуемом классе та- кой словарик был составлен по теме «Олимпийские игры в Древности», по- скольку некоторые понятия данной темы (ипподром, пятиборье) вызывали у учеников трудности при запоминании. Работа по составлению словаря проходила следующим образом: на уроке ученики выписывали все понятия темы и их определения, а в качестве домашнего задания подбирали картинки к понятиям. На уроке учителем были представлены наиболее удачные варианты иллюстраций. Такая ра- бота по формированию исторических понятий активизировала учащихся: они не только записывали готовые определения, но и занимались самостоя- тельным поиском, выделением сущностных характеристик понятий, подбо- ром наглядного материала. Большой интерес среди учеников вызвали игровые технологии, осо- бенно игра «Историческое путешествие». Она проходила следующим обра- зом: 2 человека из класса играли роль путешественников, которые попали в древние города, остальные ученики выступали в роли их жителей. Задача путешественников - получить как можно больше информации об особенно- стях местной жизни. При этом ученики должны были использовать макси- мальное количество изученных понятий. «Историческое путешествие» прошло как внеурочное мероприятие, поскольку требовало длительной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=