Время Науки. 2016. Выпуск 3 - The Times of Science

Krapivencev A. A. А. А. Крапивенцев 82 №3  уровень сформированности исторических понятий у учеников исследуемого класса. В качестве диагностического инструментария выступали:  интервью с учителем;  невключенное наблюдение;  анализ продуктов учебной деятельности;  контрольный срез. Интервью с учителем включало в себя несколько вопросов: 1) Какой способ изложения материала (индуктивный или дедуктивный) Вы предпочитаете использовать? 2) Какие приемы формирования исторических понятий на уроках Вы используете? 3) Какие формы проверки сформированности исторических понятий Вы предпочитаете использовать? По словам учителя, в соответствии с особенностями пятиклассников, он предпочитает индуктивный способ изложения нового материала, по- скольку учащиеся еще не имеют общих знаний о всемирном историческом развитии. Основной прием формирования понятий – объяснение понятий учителем, выделение их признаков и запись в словарик в конце тетради. В качестве проверочных и контрольных работ выступают понятийные дик- танты и тестовые задания. Понятийные диктанты используются для про- верки усвоения исторических понятий на обобщающих уроках по темам, а тесты являются проверочными заданиями после нескольких уроков. Для определения уровня сформированности исторических понятий был проведен контрольный срез по теме «Древний Восток» в форме поня- тийного диктанта. В качестве критериев сформированности исторических понятий мы выявили следующие: 1. ученик называет признаки понятий; 2. знает, как оно соотносится с другими понятиями; 3. знает, к какому периоду исторического развития относится данное понятие. Данные срезовой контрольной работы и наблюдения позволили сде- лать вывод, что сформированность исторических понятий в эксперимен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=