Время Науки. 2016. Выпуск 3 - The Times of Science

Krapivencev A. A. А. А. Крапивенцев 80 №3 На сегодняшний день обнаруживается противоречие между необхо- димостью формирования исторических понятий у учащихся средней школы, обусловленной закономерностями процесса освоения истории и требованиями нормативных документов (ФГОС ООО и ИКС), и отсутствием должного внимания к этому вопросу со стороны учителей. В связи с этим, проблема исследования заключается в том, чтобы определить, какие ме- тоды формирования исторических понятий наиболее эффективные в сред- ней школе. Выбор методов формирования исторических понятий для пятикласс- ников обусловлен особенностями их возраста и мышления, а также процес- сом адаптации в средней школе. Учитель должен с особым вниманием под- ходить к этому вопросу. Методисты классифицируют понятия по степени обобщенности: 1. Общеисторические – понятия, соответствующие многократно повто- ряющимся фактам в истории и характерные для стран со сходными условиями развития; 2. Частноисторические – понятия, которые характеризуют единичные явления в истории и относятся к одной или нескольким странам; 3. Социологические (всеобщие) – понятия, отражающие общий ход истории человечества или значительной ее части [3, с.68]. Существует два способа изложения материала при формировании ис- торических понятий: индуктивный и дедуктивный. Отличие их заключается в том, что в одном случае понятие вводится после объяснения материала и выявления основных признаков явления, а в другом – понятие вводится сразу. Если учитель использует дедуктивный способ, то он должен быть уве- рен в том, что у учеников есть достаточные знания для понимания нового предмета [6, с.132]. По нашему мнению, при формировании понятийного аппарата на уроках по истории Древнего мира наиболее приемлемым является индук- тивный способ изложения материала, включающий: • создание целостной картины исторического события, выявление признаков исторического факта и определение понятия;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=