Время Науки. 2016. Выпуск 3 - The Times of Science

Egorova D. S. Д. С. Егорова 66 №3 Коммуникативные учебные действия у учащихся необходимо разви- вать на каждом уроке. Особое внимание следует обратить на уроки гумани- тарного блока, в частности, на историю, предполагающую не только полу- чение и применение знаний, но и рассуждение, высказывание собственной точки зрения по тому или иному вопросу. В условиях перехода на новый стандарт обучения и необходимости формирования коммуникативных учебных действий, учитель не всегда мо- жет выбрать адекватные методы для реализации данного требования. Предположим, что применение диалоговых технологий на уроках истории позволит эффективно формировать коммуникативные учебные действия. Проанализировав различные взгляды ученых на понятие «диалог в образовании», можем определить, что диалог - это межсубъектный процесс, предполагающий равенство сторон и вариативность точек зрения на задан- ную учителем проблему и создающий благоприятные условия для проявле- ния и развития личности. [ 2; 3; 6 ] Организуя диалог на уроке, учитель достигает несколько результатов. Во-первых, ученики демонстрируют и совершенствуют свои коммуникатив- ные навыки. Во-вторых, учатся анализировать и сравнивать полученную информацию. В-третьих, ученики получают более прочные знания по исто- рии. Диалог на уроке можно организовать в различных формах. Самый рас- пространенный способ – фронтальная беседа, использующаяся для про- верки домашнего задания. Более сложный, с точки зрения подготовки и проведения, – метод дискуссии. Дискуссия – интерактивный групповой ме- тод обучения, направленный на формирование определенных социально- ценных убеждений. [4, с.53] Дискуссия может быть организована в форме дебатов или круглого стола. «Круглый стол» – это беседа, во время которой происходит обмен мнениями по заранее подготовленным докладам. [4, с.92] Дебаты представляют собой систему дискуссий с участием нескольких команд, задача которых – доказать правильность своих взглядов арбитрам, в качестве которых может выступить учитель или ученики. [6, С.47] Самое сложное как для учителя, так и для учеников, - проблемный диалог, по- скольку он требует высокого уровня знаний учащихся и длительной подго- товки учителя, что не всегда возможно.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=