Время Науки. 2016. Выпуск 3 - The Times of Science

Labytcina A. V. А. В. Лабыцина 36 № 3 ряд дискуссионных вопросов относительно сущности концепта и соотноше- ния концептов и слов, их вербализующих: 1. В широком смысле концепт включает в себя все лексемы, «значения которых составляют содержание национального языкового сознания и формируют «наивную картину мира» носителей языка» [3, с. 52]. При этом концептом может выступать любая лексическая единица, «в которой кон- центрируется культура нации» [3, с. 52]. 2. В узком смысле концепт состоит из особых семантических образова- ний, «отмеченных лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующих носителей определенной этнокультуры» [3, с. 53]. 3. Концептом можно считать лишь ключевые семантические образова- ния, которые свойственны определенной культуре и нации, которые указы- вают на национальный менталитет и способны внести ясность в понимании его носителей. При этом концепты «отправляют к «невидимому миру» ду- ховных ценностей, смысл которых может быть явлен лишь через символ – знак, предполагающий использование своего образного предметного содержания для выражения абстрактного» [1, с. 70]. Предлагаемый С. Г. Воркачевым подход к определению сущности концепта сводится к наиболее «глобальному» направлению в лингвокогни- тивистике, называемому «лингвокультурологический подход», особенности и методологию которого ученый раскрывает в своих трудах «Культурный концепт и значение» [2], «Лингвокультурология, языковая личность, кон- цепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании» [1, с. 71]. Как отмечает М. В. Пименова, позиция при рассмотрении понятия концепта, выдвинутая С. Г. Воркачевым, близка взглядам и других авторов, сторонников лингвокультурологического подхода, которые также рассмат- ривают сущность концепта: А. Вежбицкая (1997, 2001), Н. Д. Арутюнова (1993, 1999), В.И. Карасик (1996, 2001), С.Е. Никитина (1991, 1999), Г. Г. Слышкин (2000), Ю. С. Степанов (2001) [3, с. 58]. В лингвокультурологическом подходе концепт представляет собой «сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в менталь- ный мир человека. И с другой стороны, концепт – это то, посредством чего

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=