Время Науки. 2016. Выпуск 3 - The Times of Science

Kuz'minov D. A. Д. А. Кузьминов 32 № 3 тельно их обдумывая, а такие слова, как «я боюсь» или «мне больно», воину никогда не следует произносить. Также самураю запрещалось лгать; попытка взять честное слово глу- боко оскорбила бы его, т.к. самураи были настолько правдивы, что их слова не нуждались в каком-либо подтверждении. Если самурай лгал, это накла- дывало на него несмываемое пятно позора. Помимо контролирования своих слов, самураю надлежало сохранять невозмутимость, помнить об этикете и не делать необдуманных движений, иначе он был бы опозорен. Настоящий воин не мог быть озабочен накоплением богатства и стяжанием роскоши, ведь единственное, что ценно для него – это обретение славы в битвах и смерть за господина. Вера воина в то, что он может и готов умереть в любой момент, пред- писывала ему регулярно следить за внешним видом, дабы в случае смерти не навлечь на себя позор. Самураям каждое утро подобало мыться, стричь ногти, брить лоб, мыть голову и укладывать волосы, немалое внимание вои- ны уделяли своему оружию, которое протирали, начищали и хранили в образцовом порядке. Резюмируя, можно сказать, что самурай – это доблестный воин, пре- зирающий смерть, безоговорочно преданный господину, постоянно совер- шенствующийся в воинских искусствах, обладающий безграничной реши- мостью и храбростью, а также большим чувством гордости, являющийся при этом образцом этикета и нравственности. Как сказал Ямамото Цунэто- мо (1659-1719, вассал Набэсима Мицусигэ, третьего правителя земель Хидзэн): «Если нужно в нескольких словах выразить самое главное в жизни самурая, я скажу: душой и телом служи своему господину. Если же меня спросят, что еще важно для самурая, я отвечу: совершенствуй свой разум, будь человечным и проявляй смелость». [7] Важно заметить, что самураев еще с детства растили в духе бусидо. Воспитывая детей, самураи поощряли в них прежде всего смелость. С мла- денчества ребенок должен был относиться к родителям, как к хозяину. Ему надлежало быть вежливым, соблюдать правила поведения и следить за речью. Ребенок должен был проявлять терпение, прислуживать старшим и правильно ступать, когда идет по улице. Если же мальчик не выказывал усердие, его ругали и на один день оставляли без еды. Нельзя было запуги-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=