Время Науки. 2016. Выпуск 3 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2016 29 водительному труду. [2] Также из принципа конфуцианской патриархально- сти проистекал принцип сыновней почтительности, который можно отнести к одному из важнейших в самурайской морали. [3, с.72] Так, под влиянием дзэн-буддизма, конфуцианства и синтоизма были сформированы основные принципы самурайской этики. Бусидо, окончательно оформившийся в эпоху воюющих провинций, Сэнгоку Дзидай (1467-1568 гг.), предъявлял самураям следующие требова- ния: беспрекословная верность господину, храбрость и отвага, признание военного дела единственным достойным занятием, самоубийство в том слу- чае, если честь была опорочена, строгий запрет на ложь, ввергающую саму- рая в полное бесчестие, и отвращение к деньгам. [3, с.30-33] Из практических постулатов бусидо можно выделить следующие: 1) истинная храбрость – это жить, когда надо жить, и умереть, когда надо умереть; 2) к смерти следует идти с ясным осознанием того, что надлежит делать, а что может опорочить достоинство; 3) взвешивать и обдумывать каждое слово, которое собира- ешься произнести; 4) придерживаться умеренности в еде и избегать распу- щенности; 5) всегда, в любых делах помнить о смерти; 6) соблюдать прин- цип сыновней почтительности; 7) быть примерным верноподданным и ни при каких обстоятельствах не оставлять господина; 8) на войне проявлять верность, то есть бесстрашно наступать на врага и быть готовым пожертво- вать жизнью, если того требует долг; 9) три природные добродетели саму- рая: мужество, верность и справедливость; 10) во время сна самураю не сле- дует ложиться ногами в сторону резиденции господина; 11) в господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём; 12) если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о господине или собира- ется сказать что-либо сам, он должен встать и одеться; 13) самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел; 14) если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет умереть, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой, без унизительной поспешности; 15) будучи смертельно ранен и не имея шанса на спасение, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному; 16) воин, обладающий лишь грубой силой, не достоин звания самурая. [6]

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=