Время Науки. 2016. Выпуск 3 - The Times of Science

Kuz'minov D. A. Д. А. Кузьминов 28 № 3 айнами (потомками древнего населения Японских островов) на северо- востоке Японии. Формирование самурайского сословия продолжилось в эпоху феодальных войн XII-XVI вв., а достигло своего расцвета самурайство в эпоху Токугава (XVII-XIX вв.), которая также положила начало его разло- жению. [ 3, c.7-12] Самурайство оформилось в господствующее в Японии закрытое сословие, а его специфика способствовала развитию в среде самураев набора определенных правил и установок, формировавших у воинов особое чувство долга перед даймё, дававших самураям нравственный императив и подчер- кивавших их привилегированное положение в обществе. Таким образом, происходило складывание знаменитого бусидо – кодекса самураев, свода правил поведения истинного воина. Бусидо являлся образцом мужской воинской философии и морали и регулировал отношение самураев к людям различных классов и сословий, а также к государству. Понятие «бусидо» изначально трактовалось как «путь коня и лука», но впоследствии стало означать «путь воина (самурая)» (от «буси» – воин и «до» – путь, учение или долг). [5, с.5] Самурайскую мораль можно считать в общих чертах сфор- мировавшейся одновременно с системой сёгуната (режимом военной дикта- туры), однако основы ее существовали задолго до этого времени. Японский просветитель и писатель Нитобэ Инадзо называл в качестве основных источников бусидо буддизм (секта «дзэн»), синтоизм (древняя политеисти- ческая религия японцев: вера в магию, культ природы и предков) и конфу- цианство. [3, с.28] Наиболее важными постулатами, которые бусидо почерп- нул из синтоизма, были любовь к предкам и природе, различным духам, к стране и государю. Также из синто в бусидо пришли идеи верноподданниче- ства и патриотизма. Из дзэн-буддизма бусидо воспринял идею строгого самоконтроля, который наравне с самообладанием был возведен в ранг добродетели и считался ценным качеством характера истинного самурая. Непосредственно связана с бусидо и практика медитации дзэн, которая служила обретению самураем уверенности и хладнокровия перед лицом смерти и осознанию не привязанности к жизни. [1, с.22-25] Конфуцианство привило самурайской морали требования верности долгу, послушания гос- подину и морального совершенствования личности. Именно из конфуциан- ства в самурайскую идеологию пришло презрительное отношение к произ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=