Время Науки. 2016. Выпуск 3 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2016 27 и заканчивая Второй мировой войной. В связи с этим немаловажным пред- ставляется изучение философских воззрений, бытовавших внутри самурай- ского сословия и определявших развитие особой воинской культуры Япо- нии. Итогом самурайской философии стало оформление неписаного кодек- са норм поведения – бусидо, постулаты которого нашли отражение в куль- туре, идеологии, политике и экономике традиционного японского общества, а ныне их изучение является важнейшей ступенью на пути к пониманию культуры Японии. Стоит отметить, что вопрос о философско- культурологических аспектах самурайской идеологии уже поднимался оте- чественными и зарубежными исследователями. Среди зарубежных ученых- японистов хочется выделить: С. Дзэнкея, С. Кацуки, Т. Клири, О. Наомаса, О. Рати, Т. Судзуки, С. Тернбулла, У. Уилсона, Д. Фарриса, С. Хироаки. Среди отечественных историков: А. Баженова, Л. Васильева, А. Долина, С. Коваля, Н. Конрада, А. Спеваковского и Ю. Холина. В 645 г. в результате победы в борьбе за власть в Японии представите- лей двух домов (Сумэраги и Накатоми) над родом Сога на престол был воз- веден 36-й император Японии Котоку (645-650). Последовавшие за этим со- бытием перемены определили вектор развития Японии как феодального государства. Данные обстоятельства положили начало становлению нового для Японии сословия – самураев (мелкопоместного военно-служилого дво- рянства). Слово «самурай» («сабурай») трактуется в японском словаре древнего языка следующим образом: «служить великому человеку, челове- ку высшего сословия» или «служить хозяину, защищать хозяина». Самураи представляли собой сословие профессиональных воинов («буси»), оторван- ное от экономики, т.к. единственным их предназначением было служить в войске господина («даймё») и участвовать в войнах с другими феодалами. Среди причин, благодаря которым началось складывание самурайского со- словия, отличающегося качествами, характерными только для японского феодализма, можно выделить следующие: 1) образование вооруженных группировок беглых крестьян («ронинов»), их поступление на службу в частные владения (сёэн) и использование ронинов в качестве военной силы владельцами поместий; 2) переход мелких собственников под защиту и по- кровительство крупных феодалов и обязанность мелкого землевладельца нести воинскую службу; 3) война поселенцев, поддерживаемых властями, с

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=