Время Науки. 2016. Выпуск 3 - The Times of Science

Vazhnova A. S., Tсarev D. A. А. С. Вражнова, Д. А. Царев 24 № 3 Философ не берётся утверждать, что все государства в мире возникли вследствие заключения общественного договора. Однако доказательством существования «войны всех против всех» он видел то «животное состояние» [1], в котором пребывали племена индейцев в Америке. По мнению Т. Гоббса, «война всех против всех» может быть хорошо проиллюстрирована и образом жизни, которого придерживаются люди во время гражданской войны, когда имеет место вакуум власти. Такие представления философа, вероятно, можно объяснить опытом Гражданской войны в Англии, произошедшей в 1640— 1650 гг. В это время он находился в Париже, опасаясь преследований на родине за свои роялистские взгляды. «Левиафан» был опубликован уже после возвращения его автора в Англию в 1651 г. Отечественный социолог и философ А.Ф. Филиппов отмечает, что в концепции Т. Гоббса «естественное состояние войны всех против всех не надо понимать исторически конкретно, что это — некоторая идеализация» [4, с. 111]. По Гоббсу, верховную власть можно установить двумя способами: физической силой (подчинением или завоеванием) и добровольным соглашением. Государство, основанное пер- вым способом, философ назвал «основанным на приобретении» [1], а госу- дарство, возникшее вторым способом, — «основанным на установлении» [1], или «политическим государством» [1]. Что касается форм государственной власти, то мыслитель выделяет три: демократию, аристократию и монархию. При этом свои предпочтения он отдаёт последней. Теория общественного договора сильно поколебала позиции господ- ствовавшей до её возникновения со времён Средневековья теологической теории, защищавшей идею божественного происхождения суверенной вла- сти. При этом важно отметить, что Т. Гоббс не выступал с антирелигиозных позиций. Значительную часть своего трактата философ посвятил как раз богословию. Таким образом, Т. Гоббс использует образ Левиафана для описания государства, обладающего земным всемогуществом, по его собственному выражению, «смертного Бога» [1]. Идеальным государством философ при- знаёт абсолютную (неограниченную) монархию. Его воззрения оказали зна- чительное влияние на общественную мысль того времени, а многие положе- ния его политической философии актуальны и сегодня. Впоследствии теория

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=