Время Науки. 2016. Выпуск 3 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2016 21 человечеству ничего хорошего, так как никто не может гарантировать чело- веку плоды собственного труда; жизнь людей замирает: не развиваются науки, искусство, техника, ремёсла. А главное — нет и самого общества, а есть только «вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти»[1]. В таких обстоятельствах жизнь людей «одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна»[1]. Итак, в мировоззрении Т. Гоббса мы находим достаточно пессимисти- ческую оценку природы человека. Но люди не могут пребывать в столь бед- ственном положении вечно. Искать пути к преодолению «войны» человека побуждают страх смерти и желание более полно удовлетворить свои жизнен- ные потребности. Разум же подсказывает, на каких условиях между людьми должен быть заключён договор, ведущий к долгожданному миру. По Т. Гоббсу, эти условия есть естественные законы. Первый (основной) естественный закон определяется философом как необходимость «искать мира и следовать ему» [1]. Второй закон предписы- вает человеку (в случае согласия на то других людей) «отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе» [1]. Т. Гоббс подчёркивает, что мир заключается только при условии, что каждый человек откажется от «права делать всё, что он хочет» [1]. В противном случае состо- яние войны не будет преодолено. Из второго закона вытекает третий: «люди должны, выполнять заключённые ими соглашения, без чего соглашения не имеют никакого значения и являются лишь пустыми звуками» [1]. Это и есть источник справедливости, которой, как и собственности, не было места в догосударственном состоянии. Помимо вышеизложенных трёх естественных законов, Т. Гоббс выде- ляет ещё шестнадцать: четвёртый закон предписывает людям быть благодар- ными за благодеяния, оказанные в их адрес; пятый закон определяется философом как «закон взаимной уступчивости или любезности» [1]; шестой предписывает людям легко прощать обиды; седьмой направлен против жестокости и обязывает людей выбирать средства отмщения сообразно с ожидаемым от него благом; восьмой закон направлен против оскорбления;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=