Время Науки. 2016. Выпуск 3 - The Times of Science

Sokolov A. V. А. В. Соколов 16 № 3 Принципы, определяющие функционирование того или иного медиа, в рамках фрактальной теории можно охарактеризовать как определённую концепцию, которую несёт в себе это медиа. Само медиа в данном случае выступает в роли концептуального фрактала, если применить определение Е. В. Николаевой. В своей статье «К типологии фракталов в теории культуры» она называет концептуальными те фракталы, в которых самоподобие выражается на уровне «идей и концептов, общих для некоторой социокультурной, философской и т.п. системы и ее составляющих: символы, социальные и культурные элементы и пр.» [5] В качестве примера автор приводит исследования Р. Иглэша в области этноматематики, согласно которым «фракталы древних африканских городов связаны отношениями подобия с самыми разными артефактами и практиками традиционной культуры Африки (прически, гадания и пр.)» [8] Когда говорят об алгебраических и геометрических фракталах, как правило, имеют в виду пространственные рекурсии. Фрактал – это некая динамическая структура, которая бесконечно повторяет себя, геометрическая фигура, в которой каждый последующий элемент повторяет предыдущий в изменённом масштабе. Концептуальный же фрактал выражается в виде социокультурных практик в контексте определённой культуры. Е. В. Николаева утверждает, что паттерны концептуального фрактала не обладают подобием геометрического или алгебраического типа, которое выражается пространственно. Подобие концептуального фрактала выявляется на уровне понятий, концептов, ментальных конструкций, при этом его структура может содержать паттерны разных типов, которые к тому же могут относиться к разным знаковым системам. Все эти теории позволяют трактовать культуру как фрактал. Пример подобного понимания культуры – статья «Фрактальность человека» А. И. Тишина и Т. М. Эгембердиева, где в качестве фрактала представляется человеческая культура. В первую очередь они указывают на самоподобие функциональных расширений человеческой деятельности в окружающий мир: «Сначала человек руками собирал плоды с дерева, затем сбивал их палкой, потом пользовался камнями, создавал орудия труда, инструменты, машины, сложные агрегаты, разрабатывал и совершенствовал технологию… Все это представляет собой внешнее продолжение человека, его органов, его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=