Время Науки. 2016. Выпуск 1 - The Times of Science

Tikhomirov D. A. Д. А. Тихомиров 38 № 1 Будучи ангажирована советской властью, историческая наука стала частью государственной и бюрократической структуры Советского Союза. 13 января 1934 г. публикуется постановление «О подготовке научных и научно-педагогических работников» [9]. Был определён порядок набора и обучения аспирантов. Согласно постановлению кандидаты в аспиранты «с заключением совета высшего учебного заведения, отзывом общественной организации представляются директором на утверждение отборочной комиссии соответствующего народного комиссариата» [9]. Кандидаты в аспиранты проходили отбор под контролем государственных структур. Целью был отсев идеологически неблагонадёжных студентов, чьи взгляды отличались от общепринятых догматических установок. 27 февраля 1934 г. выходит постановление «Об утверждении типового устава Высшей школы Союза ССР» [12]. В документе были заявлены цели высшего образования: «Институт ставит своей целью выпускать коммунистически воспитанных специалистов высшей квалификации…» [12]. Данное постановление было направлено на воспитание новых кадров в духе исторического материализма. Советское руководство, как отмечала А. В. Хорошёнкова, было «обеспокоено состоянием высшего образования как средством пополнения элиты» [15]. Необходимость воспитания апологетов исторического материализма подчёркивалась в журнале «Борьба классов» ещё в 1933 г. В статье Б. Волина «Тов. Сталин о сути и букве марксизма» приводились слова вождя о необходимости изучения исторического материализма. Важным условием Сталин считал, чтобы «теоретическая работа не только поспевала за практической, но и опережала её, вооружая наших критиков в их борьбе за победу социализма» [4, c. 38]. Историческая наука должна была пополниться специалистами, работающими исключительно в парадигме исторического материализма, следующими указаниям партии и правительства. Новые кадры должны были стать основой новой советской исторической науки и заменить историков дореволюционной школы и стать надёжной опорой власти. В том же 1934 году выходит важный для отечественной исторической науки периода исторического материализма нормативный документ «О преподавании гражданской истории в школах СССР» [11]. В документе отмечались недостатки преподавания истории в прежнем ключе: «Вместо

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=