Время Науки. 2016. Выпуск 1 - The Times of Science

Safonova O. S. О. С. Сафонова 30 № 1 а тот, падая, рухнул на пики Тангородрима и в предсмертном биении сокрушил их. Затем взошло Солнце… » [8, с. 302] Но не всегда после столкновения с драконами «восходит Солнце»: в произведении «Дети Хурина» главный герой Турин сражается с праотцем драконов Глаурунгом, и эта битва заканчивается гибелью его рода. Здесь дракон олицетворяет внутренние страхи персонажа перед неотвратимостью судьбы. Проклятие Турина Турамбара (на синдарин – «победитель судьбы») заключается в том, чтобы нести погибель всем тем, кого он любит. От руки героя погибает его друг, вокруг него рушатся города. Турин пытается побе- дить судьбу, стать другим человеком, но страшный рок продолжает пресле- довать героя в виде гигантского огнедышащего змея: «И настал день, когда двое лесных жителей вернулись в Эффель Брандир в великом ужасе, своими глазами видели они Великого Змия. – Воистину, господин, ныне приближа- ется он к Тейглину и в сторону не сворачивает, – рассказывали они. – Лежал он посреди громадного пожарища, а вокруг дымились деревья. Исходит от чудища невыносимый смрад. На много лиг до самого Нарготронда протя- нулся его гнусный след, и сдается, путь этот, не отклоняясь, ведет прямиком к нам» [6, с. 226]. Можно сказать, что эта история не о борьбе героя с абсолютным злом, а о его борьбе с самим собой, с его собственными страхами, которые вопло- щает в себе мифологическое существо. В конце герой сталкивается с ними, он разит дракона, но сам погибает от собственного меча. Могила Турина и его сестры Ниэнор становится и местом погребения рода Хурина, как и в скандинавской легенде о Вёльсунгах, что символизирует закат солнца: «Не ответил Хурин, и сел он под камнем, держа Морвен в объятиях, и более не вымолвили они ни слова. Солнце закатилось, Морвен вздохнула, сжала руку мужа – и застыла недвижно, и понял Хурин: она мертва» [6, с. 262]. Можно сказать, что история детей Хурина тесно переплетается с историей богатыря Сигурда. Здесь есть герой, проклятье, смерть близких, а самое главное – дракон. В данном произведении Глаурунг предстает воплощением Фафнира, а автор наделяет этого персонажа не только огнен- ным дыханием, но и даром гипноза. Так, дракон накладывает чары на сестру Турина Ниэнор: «…Встретилась девушка взглядом с глазами

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=