Время Науки. 2015. Выпуск 4 - The Times of Science

Teterin I. I. И. И. Тетерин 50 №4 Тетерин Иван Игорьевич Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого аспирант кафедры педагогики НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ В ВИЗУАЛЬНОМ ФОРМАТЕ: МАТЕРИАЛЫ МАСТЕР-КЛАССА Ведущие: Ромашина Екатерина Юрьевна, доктор педагогических наук, профес- сор кафедры педагогики ТГПУ им. Л. Н. Толстого; Тетерин Иван Игорьевич, аспирант кафедры педагогики ТГПУ им. Л. Н. Толстого. рганизаторы мастер-класса для молодых ученых, аспиран- тов и магистрантов под названием «Научное знание в визу- альном формате» поставили перед собой задачу – наглядно продемонстрировать значимость, силу, эффективность визуального ряда, возможности его применения в образовательном процессе. В основе любого визуального ряда лежит определенный образ – единичная форма отображения визуального объекта. Образ может являться как простейшей геометрической линией, фигурой или симво- лом, так и сложной конструкцией из многих составляющих, а главное – значений и смыслов. Существуют и с успехом дополняют друг друга следующие виды соотношения визуального ряда и текста: - полностью текстуальный документ, не содержащий в структуре образов; - доминирование текста, иллюстративная роль визуального ряда; - примерно равное соотношение текста и образов; - доминирование образа, роль текста техническо-пояснительная; - информация полностью задана в образном формате. В современном информационном пространстве роль визуаль- ного все чаще становится ведущей. Когнитивная монополия линейного мышления сменяется мышлением «клиповым» – характерным и рас- пространенным среди молодого поколения. Тем не менее, на сегодняшний день в образовательной среде по- прежнему превалирует текст. Это обусловливает известные и детерми- нирует совершенно новые проблемы процесса образования. Особенно ярко они проявляются в школе, когда подростки, привыкшие к погло- щению фрагментарной и образной информации, сталкиваются с неот- вратимой необходимостью перестроения на восприятие линейного тек- ста. Использование визуального ряда в процессе образования – ло- гичный и необходимый путь преодоления обозначенных выше про- блем. Реализация принципа наглядности не должна ограничиваться О

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=