Время Науки. 2015. Выпуск 4 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2015 45 Виталий Григорьевич считает, что написание научной статьи – непростая задача. Не будем забывать, что публикация – не само- цель. Но предположим, что вы уже имеете результаты научного поис- ка, которыми хотите поделиться с другими людьми. Прежде чем пи- сать текст, бывает полезно определиться с тем, куда вы хотите его по- местить, – изучить различные научные журналы, их тематику, осо- бенности редакционной политики, правила для авторов и уже потом на этой основе формировать свою статью. Такой путь является более продуктивным способом работы – он зачастую существенно экономит время и сокращает дистанцию от авторского замысла до готового опубликованного текста. Существуют некоторые структурные элементы, являющиеся ориентирами и «помощниками» при работе над научным текстом. В реальной практике они могут «рождаться» не по порядку. Напри- мер, сначала возникает рабочее название статьи, которое впослед- ствии трансформируется. Название – это своеобразная «рекламная вывеска», интрига – яркая и привлекательная, ее назначение – заин- тересовать читателя, вовлечь его в материал. Вместе с тем оно должно быть информативным и понятным. Некоторые журналы строго при- держиваются определенных канонов в названиях публикуемых статей – это тоже необходимо учитывать. За названием появляются актуальность и проблема, которые формулируются в некоем свободном стиле для того, чтобы привлечь внимание и ввести читателя в обсуждаемую научную тему. Полезно сформулировать проблему в виде вопроса – тогда очевиднее будет, ка- кой результат – ответ вы представите в итоге работы. Затем следует очень важный раздел – разработанность темы. Несмотря на то что этот пункт существенен, он нередко упускается. Здесь рассматриваются мнения разных ученых, их вклад в решение данной проблемы. Эта часть текста демонстрирует исследовательскую культуру автора – кого из своих предшественников он знает, на чьи работы опирается, насколько корректно умеет сравнивать, анализиро- вать, цитировать материал. В сегодняшнем поле науки практически нет абсолютно «белых пятен», новое знание «надстраивается» на уже имеющиеся, и ваша опорная конструкция должна быть прочной. Далее определяются и описываются задачи исследования. Это ответ на вопрос – что мы хотели сделать, некий пошаговый план-про- спект. Принципы, подходы, методы сбора материала и его исследова- ния часто не прописывают подробно (особенно в гуманитарных рабо- тах), но их значение велико – вы должны познакомить читателя с тем, каким образом вы получили презентируемые результаты, как вы ра- ботали. Методы и задачи исследования всегда связаны между собой, в статье они могут быть представлены единым текстуальным фраг- ментом. После подбора какого-либо материала вы осуществляете его анализ – это авторская интерпретация тех данных, которые вы полу-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=