Время Науки. 2015. Выпуск 4 - The Times of Science

Smelova M. V. М. В. Смелова 40 №4 графической базе данных уже 8,3 млн публикаций российских авторов. Каждый год добавляется еще более 1,5 млн публикаций, и это ко- личество только увеличивается. Почему же не происходит резкого научного прорыва в разных областях? Все дело – в качестве – и жур- налов, и экспертных групп, и самих статей. Далеко не все, что публику- ется, можно считать научным текстом, и далеко не каждый текст пре- зентирует результаты действительно самостоятельного и оригиналь- ного научного исследования. А как же выпускные квалификационные работы студентов, – спросили мы, можно ли их причислить к научным текстам? ВКР, объ- яснили магистры, прежде всего, свидетельствует о результатах обуче- ния, о полученной квалификации в данном направлении подготовки. Участники круглого стола высказали мнение, что наука не может быть массовой, иначе от нее не будет эффекта. Но если человек хочет добиться определенных высот и сказать новое слово в науке, то преград для него быть не может. Путь в науку складывается из работоспособно- сти и личной мотивации, уверены студенты. От этого зависит и каче- ство «продукта». Студенты считают, что публикации выступают способом позна- комить других с результатами проведенных научных исследований. Статья – не самоцель, но важный этап исследовательской работы – де- монстрация и зачастую защита его результата. Цель научной дея- тельности – провести само исследование. Публикация – это научная коммуникация. Еще один способ вхождения в науку – участие в конференциях, где открываются возможности узнать много нового и в обсуждении апробировать свои идеи. На каждом факультете университета суще- ствует студенческое научное сообщество, где есть вся информацию о будущих мероприятиях. Студенческий совет активно оповещает сту- дентов и предлагает первокурсникам попробовать свои силы. Был задан животрепещущий вопрос – к кому обращаться с неоформленными идеями (до написания работы и выбора научного руководителя). С чего начинать, как писать, как оформить – все эти вопросы интересовали студентов. «В естественных науках этот процесс осуществляется проще, чем в гуманитарных, – подчеркнула Е. Ю. Ромашина, – химический экспе- римент почти никогда не производится одним человеком: есть иссле- довательский коллектив, который возглавляет профессор, в него включены рядовые исполнители, в том числе студенты – таким обра- зом, осуществляется процесс «плавного» вхождения в науку с азов. В гуманитарной науке – это чаще всего метод собственных проб и оши- бок». Студенты советовали друг другу и иные возможные пути: лю- бимый научный руководитель, который всегда поможет и посовету- ет; мастер-классы, где расскажут и покажут; друзья со старших кур- сов; достоверные источники в Интернете и книги – они тоже хоро- шие помощники. «В мировой практике отличным и едва ли не ведущим способом поведать всем заинтересованным людям и профессиональному сооб-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=