Время Науки. 2015. Выпуск 4 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2015 39 Начало обсуждению было положено проф. Е. Ю. Ромашиной во- просом: почему выполнение исследовательской работы является обя- зательным компонентом университетского учебного плана? зачем и для чего проводится это студенческое исследование? Студенты предположили, что научная деятельность служит са- моразвитию, самореализации, открытию в себе новых способностей и талантов; в процессе исследовательской деятельности приобретается и анализируется большое количество информации – неважно, для че- го: для удовлетворения собственного любопытства и амбиций, профес- сионального и карьерного роста и т. п., – то есть наука используется как некий «инструмент для себя». Но встает закономерный вопрос: а не слишком ли это эгоистический подход? И почему ранее, несколько лет назад, вопрос включения студентов в научную деятельность не поднимался, а сегодня стал одним из актуальных? А есть ли смысл го- ворить «о студенческой науке» – может ли студент претендовать на «научность» своей деятельности? Во-первых (и это мнение разделили все присутствующие), через исследовательскую деятельность достигаются крайние точки знания человечества об окружающем мире. В рамках любой проблемы суще- ствует множество подходов, позиций и точек зрения. Даже самое пол- ное исследование уже завтра не сможет ответить на возникающие вол- нующие вопросы и потребует дополнить завершенную работу новыми выводами и открытиями. Этот путь познания бесконечен, и на нем для каждого найдется работа. Во-вторых, любой исследователь получает «продукт», который не только он сам сможет более детально исследовать в дальнейшем, но и будут использовать другие люди. Таким образом, «снимается» во- прос об эгоизме и альтруизме – все, что я создам своим трудом, послу- жит благу других людей – конечно, если я честен и добросовестен как исследователь. Кроме того, то, что служит развитием нас как личности, автоматически работает на общество как систему в целом и на тот ближайший социум, с которым мы взаимодействуем. Чем лучше мы – тем лучше общество. В-третьих, серьезное научное исследование может спонтанно вы- литься из одной маленькой частички – реферата, курсовой и проч., – увлечь человека, ранее не занимавшегося подобной деятельностью, и принести его по волнам информации к самому сердцу Науки – к слу- жению ей на благо людям. Все пришедшие на круглый стол студенты хотели бы заниматься наукой и продвигать результаты своих исследований. Следовательно, возник вопрос – КУДА БЕЖАТЬ? Где искать возможности, чтобы пока- зать себя? Какие могут быть пути вхождения в науку? Участники беседы сами нашли и назвали их. Самый распростра- ненный способ – публикации. Но научные исследования и научные публикации не одно и то же, остановила наши рассуждения Е. Ю. Ромашина. Профессором бы- ли приведены цифры, свидетельствующие о высочайшей публикаци- онной активности российских ученых. На сегодняшний день в «eLi- brary.ru » (научной электронной библиотеке) в национальной библио-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=