Время Науки. 2015. Выпуск 4 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2015 29 популярных книг – это обычные, не посвященные в тайны и достиже- ния науки люди, которым она (наука) хочет чем-то помочь. И еще одна важная цель, которую изначально вкладывали в по- пуляризацию научных знаний: подобного рода литература должна быть, безусловно, интересной; и не просто интересной с точки зрения фактологии, а быть пропитанной особым пафосом интереса, настоя- щей любви к тому, о чем рассказывается в популярной форме. Так ис- торически складывается вторая группа читателей научно-популярной литературы – это те, кто, заразившись пафосом интереса, выберет для себя науку будущим родом занятий. Речь идет о детях, подростках или, говоря словами поэта, тех, «кто обдумывает житьё, решает – сде- лать бы жизнь с кого». Молодые читатели наиболее требовательны – их на мякине не проведешь. Их не заставишь читать то, что скучно по содержанию, что перегружено терминами, что излишне наукообразно, что сухо или вя- ло по сюжету и т. д., и т. п. С. Я. Маршак, стоявший в 1920–1930-е гг. у истоков советской научно-популярной литературы для детей и юношества (он являлся руководителем детской редакции Госиздата г. Ленинграда), говорил о том, что научно-популярная книга служит тому, чтобы ее не только изучали, но и переживали, как роман [1, с. 205]. Маршак считал, что популярная литература должна быть научно-художественной. А научно-художественная книга – это книга, пропагандирующая науку, рассказывающая о поражениях и победах человеческой мысли. Она призвана быть общедоступной и обладать лапидарностью формы, не утрачивая при этом сложности содержа- ния. Кто должен писать подобную книгу? На этот вопрос существуют разные ответы. Но, как показывает история этого жанра, самые удач- ные результаты бывают тогда, когда «научные истины читатель полу- чает не от посредников и компиляторов, а непосредственно от тех, кто добывает их сам, – от ученых, ибо тот, кто сам трудится над добычей истины, неизбежно сохранит, излагая, запал, вдохновение, смысл и пафос своей работы, а стало быть, и ее поэзию. Читатель окажется не пассивным потребителем истины, а взволнованным свидетелем и деятельным участником ее добывания» [4, с. 339]. В русской научно-популярной традиции существуют блестящие образцы подобного рода. Достаточно вспомнить книги А. Е. Ферсмана о геохимии, М. П. Бронштейна о физике, Н. П. Бехтеревой о физиоло- гии мозга, В. А. Плунгяна о языкознании и др. Разумеется, перед учеными, создающими научно-популярную книгу, стоит важная проблема – преодоление излишней сложно- сти. И дело здесь не только в отказе от терминов в тех случаях, когда возможно без них обойтись, а еще и в том, чтобы сама логика научно- го познания представала прозрачно и ясно, но при этом не примитив- но. В 1960-е гг., на пике развития отечественной физики и матема- тики, было высказано довольно пессимистическое мнение по этому

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=