Время Науки. 2015. Выпуск 4 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2015 15 науку, не подтвердись [2; 3; 4: 10]. Согласно «железному закону» ме- ритократии Кр. Хейза, неравенство, рожденное меритократической системой, приводит к тому, что «лифты» отказывают [1; 23]: творче- ские субъекты оказываются подавленными «учителями» и их при- ближенными [20; 22]. Как отмечает А. Гротендик, меритократия, начавшись как содружество гениев, заканчивается разделением соци- альной общности на две касты: жестокосердых «высших» и живущего в страхе «болота» [8]. Неравенство, рожденное меритократической системой, со временем подавляет механизмы вертикальной мобиль- ности [2; 3; 4: 10]. Отчуждение и самоуправление вытесняют творче- ство, а манкировка наукой (их симулякры) со стороны «элиты», наря- ду с принудительным уничтожением или самопожертвованием лю- дей, вытесняют реальные, не-фиктивные процессы [1; 5; 23]. К сожалению, современная наука пошла так «далеко», что суще- ствуют целые симулякры научных школ, множатся попытки создания собственных школ на основе уже имеющихся простым «переименова- нием» изучаемых концепций. В современную эпоху – эпоху постмо- дерна – наука живет в мире «ситуативных» знаний, «дигитальной нравственности», «технического родства» и «социального канниба- лизма». В этом обществе личность с рождения усваивает идеологию обмана и подавления, а наука зачастую становится способом дости- жения высокого социального положения. В моделях «сайен- тифицированной» и «мифологизированной» массовой культуры субъект и сообщество приучаются к фамильярно-потребительскому отношению к себе, к миру, к образованию и науке [24; 25; 26]. Вместо поиска человеком истины, вступает в права «безжизненность» и кон- троль, доведенный до абсурда, игнорирующий субъектов взаимодей- ствия, их деятельность и ее гуманитарную значимость [6]. В процессе распада (коллапса) науки как сложной системы формируется «внут- ренний научный пролетариат», создающий «всеобщую церковь» как идеологию, обслуживающую «всеобщее государство» науки; а также «внешний пролетариат», создающий «стаю варварских банд», сража- ющихся за место в истории науки, ученые звания и научные степени, а также против – тех, кто занят наукой как поиском истины ради слу- жения человечеству. Последние, если отказываются играть в «управ- ление», «потребление» и «защищенность», как правило, включаются в число подлежащих более или менее активному уничтожению «больных, преступников и оппонентов». В период наиболее активного социального распада они трансцедентируют в поисках новых решений и способствуют рождению новой идеологии или «церкви», вокруг ко- торой может организоваться последующая цивилизация и ее наука [10]. Вне осознания процессов и ценностных оснований понимания себя и мира, своей ответственности за «деконструируемые» и вновь создаваемые «смысловые вселенные», человек остается один на один с огромным количеством «смысловых лакун» и ошибок, заполнить которые может помочь только другой человек, чье отношение к зна-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=