Время Науки. 2015. Выпуск 4 - The Times of Science

Arpentyeva M. R. М. Р. Арпентьева 14 №4 5. по форме организации деятельности учеников – с индивиду- альными и коллективными формами организации научно- исследовательской работы; 6. по характеру связей между поколениями – одноуровневые, многоуровневые; 7. по степени институализации – неформальные, кружки, инсти- туальные; 8. по уровню локации – национальные, локальные, личност- ные. [6, c. 42-43; 7] Вопрос о жизненных этапах или циклах жизни школ наименее разработан в науковедении. Часто выделяют следующие этапы: 1. исследовательская программа или интерес к одной и той же теме объединяет ряд ученых; 2. исследовательский коллектив превращается в школу – со сво- ей методологией, ценностями и миссией, лидерами и учениками; 3. происходит зарождение нового научного направления, раз- дела или дисциплины; 4. возникает «научно-образовательная» школа для новых поко- лений ученых, магистрантов, аспирантов и т.д.; 5. осуществляется возникновение новых школ из предшествую- щих – среди учеников выделяются лидеры, с которыми связаны но- вые ветви и «расколы» внутри старой школы; 6. конкуренция школ в рамках одной науки; 7. исчерпаниеисследовательскихпрограмм,затухание и распад школы. Вырождение научных школ (их угасание) может происходить в разных формах. Одна из них – к сожалению, весьма распространен- ная в настоящее время – бюрократизация. Часто она проявляется в не- прерывной модернизации и модификации учеными уже имеющихся у них результатов, «управлении проектами» вместо научного поиска. Социальные механизмы, ведущие научную школу к бюрократи- зации ее деятельности, могут достаточно широко варьироваться. Например, начинает действовать так называемый «железный закон меритократии», который убивает творчество и, следовательно, саму научную школу. Термин «меритократия» («власть достойных») впер- вые был употреблен Х. Арендт и М. Янгом в сатирическом описании футуристического общества, где общественная позиция человека определяется его коэффициентом интеллекта (IQ) [20; 22]. Согласно меритократии как принципу управления, руководя- щие посты должны занимать наиболее способные люди независимо от их социального происхождения. В этом контексте меритократия во многом противоположна как аристократии, так и демократии: она предполагает создание начальных условий для социального продви- жения («лифтинга») одаренных и трудолюбивых людей, которые по- лучают шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции. Однако надежды на то, что меритократия позволит устранить бюрократические препятствия социальным изме- нениям, поменяет структуру общества в целом, продвинет вперед

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=