Время Науки. 2015. Выпуск 4 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2015 13 ре варьироваться, что создает предпосылки для появления фрак- ций и направлений, возникновения и развития новых научных школ. На этапе донаучном или протонаучном существовавшие тогда школы могли выступать в качестве самостоятельных центров или ин- ститутов. В современном мире под научными школами стали пони- мать реальные формальные и неформальные коллективы ученых, за- нятых решением тематически близких проблем, в рамках единой ме- тодологии и в условиях взаимного обмена и сотрудничества, вза- имного обучения, наставничества. Школа, как исторически сло- жившаяся форма совместной научной деятельности коллектива ис- следователей разного возраста и квалификации, предполагает наличие научного лидера (учителя или идеи, после его смерти) или лидеров, а также последователей (учеников). Лидер являет- ся «проектировщиком-организатором» школы, а также проявляет себя как наставник и коллега. Многие ученые полагают, что научная школа – это сообщество исследователей, интегрированных вокруг ученого – генератора идей, обладающего особыми исследовательскими и, что не менее важ- но, человеческими качествами. В ходе выполнения той или иной научной программы конкретного коллектива под его руководством и при его участии идет интенсивный обмен мнениями и результатами. Возможность такого обмена может быть недоступна в условиях кон-куренции отдельных ученых, научных коллективов, институ- тов и стран. Однако внутри научной школы эти возможности необ- ходимы и являются важнейшим моментом развития научных ис- следований [11; 12; 19]. Научная школа, как правило, обладает следующими основными признаками: минимальный цикл, позволяющий фиксировать суще- ствование школы (как правило, это три поколения исследователей – основатель, последователь-преемник, ученики преемника); наличие лидера – крупного ученого, обладающего педагогическим мастер- ством и личным авторитетом; сохранение в научной школе атмо- сферы творчества, общей программы исследований и подхода к изу- чаемым проблемам; формирование и постоянное пополнение группы последователей лидера, поддерживающих с ним контакты, разделя- ющих ценности и традиции школы, способных к самостоятельному поиску. Классификация научных школ как научных коллективов мо- жет быть осуществлена следующим образом: 1. по виду связей между членами научной школы – научное те- чение, «невидимый колледж», научная группировка; 2. по статусу научной идеи – экспериментальные, теоретические; 3. по широте исследуемой предметной области – узкопрофиль- ные, широкопрофильные; 4. по функциональному назначению продуцируемых знаний – фундаментальные, прикладные;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=