Время Науки. 2015. Выпуск 4 - The Times of Science

Arpentyeva M. R. М. Р. Арпентьева 12 №4 От редакции Научное творчество – создание чего-то нового, небывалого, того, что еще никто не увидел и не понял до тебя, – занятие страшно увлека- тельное. И очень трудное! Тех, кто только вступает на этот терни- стый путь, мы хотим познакомить с его вершинами и провалами, труд- ностями и искушениями, с великой радостью движения к Истине. Наде- емся, что предлагаемая вашему вниманию статья в этом поможет. Арпентьева Мариям Равильевна канд. психологич. наук, доцент, старший научный сотрудник Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского ( кафедра психологии развития и образования ) НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В ИСТОРИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА Аннотация : в статье анализируются основные проблемы формирова- ния и развития научных школ, предлагается система описания научной школы, дающая представление об особенностях научного вклада и творче- ских процессов, происходящих внутри школы. Ключевые слова : научная школа, парадигма, творчество. Abstract : the article analyzes the main problems of psychology of for- mation and development of scientific schools, a system description of the scien- tific school, which gives an idea about the features of scientific contribution and creative processes into the school. Keywords : scientific school, paradigm, creativity. онятие «научная школа» многозначно и имеет различные смысловые оттенки. Теория науки представляет научную школу как один из типов научного сообщества, особую форму кооперации научной деятельности. М. Г. Ярошевский указы- вает: «Термин «школа» означает …во-первых, единство обучения творчеству и процесса исследования, во-вторых, позицию, которой придерживается одна группа ученых в отношении других» [21, c. 86]. Научная школа как оформленная система научных взглядов, а также представляющее эти взгляды научное сообщество формируется под влиянием лидера, эрудиция и круг интересов, методологические осно- вы и стиль научно-исследовательской деятельности которого привле- кают к нему новых сотрудников: соавторов, учеников, последователей [18; 19]. Отношения внутри каждого научного коллектива способ- ствуют или препятствуют обмену информацией на уровне идей (а не конечных результатов исследований), что значительно повышает или понижает эффективность творческой научной работы, а также живу- честь самой школы. Взгляды внутри школы могут в значительной ме- П

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=