Время Науки. 2015. Выпуск 3 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2015 7 Убо подчёркивает смысл действий князя Владимира: снял одежды старые, сложил с себя тленное, отряхнул прах неверия, взошел в святую купель (крещения). Убо маркирует первый член градационного ряда. Тактика толкования находит себя и в объяснении иносказания. Излагая христианское учение, проповедник представляет слушателю некую историю, притчу, которая нуждается в разъяснении. Сдебо слово поставлеше и на предреченаа възвратимся, разр Ѣ шающи притч Ѣ съузъ усп Ѣ ха ради прост Ѣ йших, а быстрии умом преже сказаниа си вдять. Последок же Слова подробну речемь.// Град убо есть, братье, — съставление челов Ѣ чьскаго телесе, ему же творець и зиждитель Бог. А иже в немь людие — чювьственыя уды нарицаем: слух, вид Ѣ ние, обоняние, вкушение, осязание и нижняя теплоты свер Ѣ пьство. Царь же есть ум, обладаай вс Ѣ м т Ѣ лом [5]. Функционирование убо в данном фрагменте во многом определяется его позицией. После рассказа о неразумном царе, который не охранял свой город, представляющего собой отдельный коммуникативный блок, автор прерывает повествование и вводит метатекстовое высказывание, говоря о том, что сказанное ранее нуждается в толковании. Аргумент-толкование представляет собой предикативную единицу, выраженную схемой N1 Cop N1 (Град есть человеческое тело). Но в данном фрагменте функция убо не может быть определена однозначно: с одной стороны, ее можно определить как функцию связи с предтекстом, так как с его помощью осуществляется отсылка к тому, о чем говорилось в предыдущем текстовом блоке; с другой стороны, это выделительная функция, так как автору необходимо акцентировать внимание слушателя на ключевых сопоставлениях. Подобное мы находим и в Поучении Кирилла Туровского (в частности в «Повести Кирила многогрешнаго мниха к Василию, игумену печерьскому о белоризце человеце и о мнишьстве, и о души, и о покаянии»), где объясняется смысл псалма (о смуглой деве). Сиречь, дондеже бо челов Ѣ к не останется телесных похоти и житийскых печали, душа его с Богом не смирится, не может бо Богу работати и мамон Ѣ . Черность же есть гр Ѣ х. «Смагла, — рече, — есмь, но добра». Смагла убо первых д Ѣ ля cъгр Ѣ шений и яже в миру житийскых вещи. Добра же бых — скораго ради покаяниа. [5]. (В данном примере

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=