Время Науки. 2015. Выпуск 3 - The Times of Science

Dubinina E.M. Е.М. Дубинина 48 №2 способностей. Мы использовали методику Елисеева О.П. [2, 222], которая содержала вопросы, предполагающие самооценку учащимися уровня эмпатических способностей. Для того чтобы иметь более объективную картину уровня эмпатии школьников, были проанализированы также их письменные работы творческого характера на такие темы как: «Может ли разбойник быть благородным» (по произведению «Дубровский» А.С. Пушкина), «Что такое человечность?» (по произведению «Человек на часах» Н.С. Лескова) и т.д. При анализе ответов школьников проявилась следующая тенденция: дети больше сопереживают своим близким и родным, чужие люди не вызывают у них жалости и стремления помочь. Также школьники отметили, что часто фильмы у них вызывают сентиментальные чувства, литературные же герои эти чувства у них не провоцируют. Таким образом, первостепенной задачей учителя становится развитие у детей спектра нравственных переживаний посредством актуализации, включения субъективного опыта учащихся. Ученик иногда с трудом может почувствовать то, что чувствует другой человек, реальный или вымышленный, но свои чувства, которые он испытывал в той или иной ситуации, запоминает надолго. Важным условием является, то, что ученик находится не в позиции стороннего наблюдателя, которому объясняют или заставляют вспомнить, а в позиции субъекта, который анализирует, интерпретирует ситуацию и принимает решение. Это реально в ситуации морального выбора, искусственно созданной педагогом или возникающей стихийно. Такие ситуации позволяют и обратиться к понятийному содержанию нравственных категорий, и спровоцировать эмоции учеников, и задействовать личностный опыт, а самое главное – способствуют рефлексии учеников. В процессе наблюдения выяснилось, что многие ученики не всегда осознают, что находятся в ситуации морального выбора, а если и понимают, то не всегда знают, как им надо действовать в таких ситуациях. Например, младшие подростки не видят альтернатив выбора, старшие подростки сосредоточивают внимание на собственном «я», не обращая внимания на других участников ситуации. Значит, для того, чтобы научить школьников принимать нравственные решения, учитель должен показать некую логику принятия этого решения. Сталкиваясь с ситуациями

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=