Время Науки. 2015. Выпуск 3 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2015 47 неизменными, но знание этих ценностей не может в полной мере обеспечить успешность нравственного воспитания школьников. Абстрактное знание лишь обозначит в сознании учеников два мира – реальный, в котором каждый день человек сталкивается с проблемой выбора и проблемой принятия нравственного решения, и идеальный, в котором есть ценности, но нет конкретных условий, нет альтернатив. Поэтому в современной школе процесс нравственного воспитания должен способствовать дальнейшей социализации и иметь гуманистическую направленность. Нравственное воспитание – это сложный многоуровневый процесс. Главной целью нравственного воспитания должно стать взращивание личности, которая способна принимать нравственные решения. Эти решения должны быть, в первую очередь, самостоятельно принятыми и свободными. Ученику для принятия таких решений важно осознавать суть ряда нравственных понятий, таких, как долг, совесть, честь, стыд и др. Формирование этих нравственных понятий возможно осуществить на нескольких уровнях. Во-первых, ученики должны усвоить когнитивную составляющую нравственных понятий, то есть понять их содержание. В ходе диагностики с использованием методики «Определение нравственных понятий» (Колмогоровой Л.С.), анкеты «Нравственные понятия», в которой ученикам предлагалось объяснить лексическое значение ряда нравственных понятий, было выявлено следующее: многие ученики не знают лексического значения нравственных понятий – не могут, например, объяснить, что такое милосердие . Слово долг у большинства учеников ассоциируется исключительно с материальным долгом и т.д. Задачей учителя становится не просто объяснение значений нравственных категорий, а проблематизация содержания учебного материала и поиск связи его с той или иной нравственной категорией. Второй этап – выстраивание ценностного ядра нравственных понятий, основанного на отношении ученика к тому или иному нравственному понятию. Это отношение может формироваться за счет стимулирования эмоционального отклика школьников. Диагностика уровня эмпатии, то есть способности к сопереживанию, показала, что современные школьники обладают средним и высоким уровнем эмпатических

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=