Время Науки. 2015. Выпуск 3 - The Times of Science

Dubinina E.M. Е.М. Дубинина 46 №2 как считают, что само содержание этих предметов транслирует общечеловеческие ценности. Литература, по их мнению, позволяет анализировать ситуации, с которыми ученики могут столкнуться в реальной жизни. На базе классических произведений можно актуализировать вопросы, связанные с проблемой выбора. В процессе изучения истории, к примеру, можно формировать гражданскую идентичность, что тоже является важным направлением нравственного воспитания. Главной задачей истории, таким образом, становится не только объективное изложение исторических фактов, но и стимулирование личностной позиции учеников по отношению и к исторической действительности, и к конкретным историческим деятелям. Вместе с тем учителя не видят в содержании других предметов возможностей для реализации нравственного воспитания. Внеурочная же деятельность пока остается полем для раздумий: ученики должны ощущать себя в ней более свободными, должны стремиться реализовывать свой творческий потенциал, но сегодня у них не наблюдается особого интереса к данному виду деятельности, и всё держится больше на принуждении со стороны учителей. Учитель старается подобрать материал, соответствующий каждому ученику, выбрать злободневные темы для обсуждения, стимулировать эмоциональный отклик учеников, но всё чаще это остаётся неуслышанным. Есть, безусловно, неравнодушные ученики, которые с удовольствием узнают новое, сами принимают активное участие в планировании многих мероприятий, на эмоциональном уровне включены в процесс, но таких учеников немного. Учителя и родители хотят оградить детей от ошибок, навязывая правильное решение, поэтому ребенок находится в атмосфере, которая лишает его возможности принимать решения и нести за них ответственность. Порицания и нравоучения – это способы воздействия на ребенка, которые несут в себе элемент насилия над личностью, воспринимаются учениками как догмы, но эффективность таких методов воспитания сомнительна, ведь они ограничивают школьника в сознательности действий. В современной быстро меняющейся действительности не существует универсальных правил, применимых в любых ситуациях. Есть общечеловеческие ценности, которые продолжительное время остаются

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=