Время Науки. 2015. Выпуск 3 - The Times of Science

Elizarova T.V. Т.В. Елизарова 40 №2 Так как в последнее время отмечается рост числа учащихся с задержкой психического развития, следует отметить некоторые особенности в развитии навыков пересказа у этой категории детей. Задержка психического развития (ЗПР) – вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия [1, с. 90]. Пересказ, выполняемый младшими школьниками с задержкой психического развития имеет ряд особенностей: логическая связь нарушена, бедное языковое оформление, непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения, основная сюжетная линия не сохраняется, недостаточно активное использование образцов авторской речи, малое употребление средств художественной выразительности. Предпосылками для возникновения этих особенностей являются недостаточные знания об окружающем мире, бедность словарного запаса, запаса обобщенных понятий и представлений, фрагментарность восприятия, снижение памяти, логического мышления [3, с. 117]. Коррекционная работа с учащимися с ЗПР по развитию навыка пересказа строится с учетом особенностей развития. Поэтому особое значение в образовательных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, традициями. Нами была разработана и апробирована программа по развитию навыка пересказа у учащихся первых классов с задержкой психического развития с помощью приемов театрализации, таких как театр кукол и театр теней. Программа рассчитана на 10 занятий: 1 час вводное занятие, 8 часов основная часть и 1 час итоговое занятие, проводимое в форме праздника. Для занятий учащиеся распределяются по группам, по 3 человека в каждой. Длительность занятий составляет 40 минут.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=