Время Науки. 2015. Выпуск 3 - The Times of Science

Ugro A. V. А. В. Угро 4 №2 средств, грамматической формы слова, синтаксической структуры предложения, а также использования так называемых дискурсивных слов. Произведения средневековых книжников как людей, причастных к церкви, были направлены, в первую очередь, на формирование христианской картины мира адресата (читателей, прихожан) и / или изменение имеющихся представлений. В связи с этим в древнерусских текстах могут быть выделены следующие коммуникативные стратегии: нарративная и проповедальная, «реализация которых обусловливает структурное и прагматическое членение текста древнерусскогопроизведения» [3, с. 95]. Если нарративная стратегия определялась целью рассказать / сообщить читателю о событиях или личностях, значимых для Руси, то для проповедальной стратегии основной является задача толкования сложных для восприятия религиозных догматов и убеждение в их истинности с целью формирования христианского мировоззрения. В данном случае для субъекта речи оказывается важным не только создать текст, в котором излагаются основы христианского учения, но и предоставить максимально понятное адресату толкование основных положений вероучения, формирующих его картину мира. Такая задача требует активного взаимодействия говорящего и слушателя, что оказывается отраженным в тексте: субъект речи-проповеди открыто заявляет о себе, о своих речевых действиях, кроме того, это общение здесь и сейчас. Дискурсивные слова, «которыеобеспечиваютсвязность текстаивзаимодействие говорящегои слушающего» [2], наряду с другими языковыми средствами участвуют в реализации данной стратегии, в связи с чем представляется актуальным рассмотреть участие убо в реализации проповедальной стратегии и определить дискурсивные функции. Стоит отметить, что в памятниках торжественного красноречия, обозначенных древнерусскими книжниками как слово и представляющих собой поучение или проповедь, употребление убо оказывается не столь значительным в сравнении с памятниками житийного характера (9% приходится на слова, 2% на поучения). Объясняется это, прежде всего, тем, что языковые средства, используемые книжником, выбирались им с опорой на адресата проповеди – или «простую чадь», или искушенных в книжном слове.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=