Время Науки. 2015. Выпуск 3 - The Times of Science

Pan’kova M.I. М.И. Панькова 36 №2 ребенка аспектах. Представим, что из этих ребят была создана группа, в которой вводится вышеупомянутая методика. Теперь рассмотрим ее применение относительно конкретного урока русского языка в пятом классе. Тема урока «Омонимы». Единоличное изложение материала учителем в данной ситуации не подходит, необходимо предложить ученикам самим поразмышлять, о чем пойдет речь. Ведь, как известно, Федеральный государственный образовательный стандарт говорит о том, что в современной системе образования как раз и должен использоваться системно-деятельностный подход, который заключается в самоопределении ребенка в учебном процессе. Таким образом, именно с одаренными детьми появляется возможность в полной мере реализовать системно-деятельностный подход к обучению, т.к. учащиеся непосредственно заинтересованы в поиске новой информации и имеют ярко выраженную мотивацию. Итак, в контексте данного метода можно, например, предложить ребятам провести некую аналогию и порассуждать над тем, что же такое «омоним». Отправными точками в рассуждении может быть установление связи с предыдущими темами курса. Учитель должен направлять размышления учащихся, корректировать направление их мыслей. Однако важно, чтобы информация, даваемая учителем, была конструктивна и логично представлена, т.к. для интеллектуально одаренных детей важна точность, четкость и причинно-следственная обусловленность. Помимо основного понятия темы (в данном случае это омонимы), на наш взгляд, необходима историческая справка или интересный факт, связанный с понятием омонимии в русском или, возможно, в любом другом языке. По данной теме можно составить ребус или загадку, которые потребовали бы, к примеру, соотнесения омонимичных корней русского и польского языков, выявление следов одного языка в другом или заимствование. После успешного решения загадки можно попросить привести известные ученикам примеры, устроенные по схожему принципу (если глубоких знаний языков у учеников еще нет, то опираясь на базис английского в школе, будут вполне приемлемы такие примеры как русское слово «трансформация» и английское «transformation» и пр.). Таким образом, ученики подходят к очередному пункту темы – видам омонимов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=