Время Науки. 2015. Выпуск 3 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2015 33 высокого уровня учащихся с нестандартным складом ума, а с другой – это породит целый ряд проблем, касающихся всей образовательной системы в целом. На наш взгляд, для начала нужно разобраться в самом феномене одарённости, чтобы предлагать какие-то глобальные изменения в сфере образования. Российский психолог С.С. Степанов в своем «Психологическом словаре для родителей» дает такое определение одаренности: «это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей» [1, с. 68]. Большинство ученых (А. М. Матюшкин, Н. Д. Алексеев, Л. И. Ларионова, Дж. Рензнулли и др.) подразделяют одаренность на виды, число которых варьируется от четырех до десяти. Обратимся к наиболее широкой классификации, которая выделяет общую интеллектуальную одаренность, творческую, художественную и социальную. Каждая из них характеризуется целым рядом признаков и проявлений. Общая интеллектуальная одаренность проявляется в быстром освоении ребенком различных научных дисциплин. Творческая одаренность определяется способностью создавать что-то новое, не имеющее аналогов. По поводу творческой одаренности в сфере психологии существуют расхождения: одниученые(Д.Б. Богоявленская) [2, с. 50 – 51] считают уместным выделение этого вида как отдельного, а другие [3, с. 30 – 31] подразумевают творчество как непосредственную основу любого из представленных ранее видов одаренности. Художественная одаренность выражается в незаурядных способностях ребенка к искусству – музыке, живописи, танцам, актерскому мастерству и др. Мы считаем, что самым необычным видом одаренности является социальная одаренность: она характеризуется умением ребенка в своем сравнительно небольшом возрасте устанавливать продуктивные контакты со взрослыми людьми. Можно отметить, что именно благодаря такому виду одаренности ребёнок может достигнуть значительных успехов в различных сферах жизни. Несомненно, ребёнок может обладать как одним, так и несколькими видами одаренности одновременно. Очень часто ребенок имеет особую академическую одаренность, т.е. незаурядные способности к какой-то определенной области знаний. Таких детей совершенно не интересуют чуждые им предметы: к примеру, художественно одаренный малыш в плане

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=