Время Науки. 2015. Выпуск 3 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2015 21 ведомства, как правило, подбрасывают в обжитые веками, очеловеченные культурно-исторические центры, как-то: Киев, Чигирин, Канев, Запорожье, Ровно, Хмельницкий, поскольку эти мины подсовывались не только под национальные святыни, но и под всю республику, борьба против новоявленных промышленных захватчиков выходит уже на первый план. И вправду, еще один-два Чернобыля, не приведи господи, и уже не с кем и некому будет сражаться ни за язык, ни за культуру вообще» [6, с. 37]. Поскольку центральные ведомства находились в РСФСР, а также существовал институт вторых секретарей, которыми обязательно были представители русской национальности [2, с. 542], можно предположить, что чернобыльская катастрофа выливалась в русофобские настроения в обществе. Хотя она не была их главной причиной, авария способствовала выражению обществом своего недовольства, многочисленным волнениям. Это подтверждают слова другого народного депутата, сталевара электрометаллургического завода «Днепроспецсталь» В.Н. Калиша: «Среди многих проблем, захлестнувших нашу жизнь, появилась одна, которая по остроте в ряде мест перешла в разряд первоочередных. Это экологическая проблема. С ней связано появление различных неформальных объединений, стихийных и организованных митингов, манифестаций и разного рода ультиматумов» [6, с. 175]. Во-вторых, в Украинской ССР, как и в большинстве республик Советского Союза, в Конституциях 1978 г. государственным языком был объявлен лишь русский, что воспринималось как дискриминация по отношению к титульной нации республики. Тот же Б.Н. Олейник отмечал: «Больше всего узлов завязалось в национальной проблеме... Решение языковой проблемы в детских садах, школах, ПТУ, техникумах, вузах, в делопроизводстве, в науке, словом, во всех материальных и духовных структурах, надлежит осуществлять таким образом, чтобы язык коренной нации был не согбенным поденщиком, а полноправным гордым хозяином в своем родном доме»; «…На Украине право выбора родителями языка обучения для своих детей не такое уж идеальное, как, возможно, для других республик, уже хотя бы потому, что в некоторых городах просто не из чего выбирать — украинские школы напрочь отсутствуют. В подобных исключительных случаях наравне с упомянутым родительским надо

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=