Время Науки. 2015. Выпуск 2 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2015 55 3. Комплект учебников М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко . Проанализировав учебники «К тайнам нашего языка» по программе «Гармония», мы пришли к выводу, что в данном УМК по русскому языку историзмы и архаизмы встречаются только во втором и четвертом классе в небольшом объеме. Пример: 2 класс, 2 часть, упр. 36. Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет… (А. Пушкин) Лебедь – ж.р., сейчас лебедь – м.р. (архаизм) [4, с. 40]. Чтобы соответствовать требованиям ФГОС НОО, работа по изучению устаревшей лексики на уроках русского языка и литературного чтения должна быть более насыщенной, что требует разработки специальных систем упражнений. В ходе исследования нами был проведен констатирующий эксперимент. Цели эксперимента: 1. Выявление уровня сформированности знаний учащихся начальной школы по теме «Устаревшая лексика». 2. Выявление умений использовать в речи историзмы и архаизмы. В эксперименте принимали участие два класса: 4 класс г. Калуги школы № 22, работающий по системе развивающего обучения «Образовательная система «Школа 2100»» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной; 4 класс г. Калуги школы № 18, работающий по УМК «Гармония» М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко. Для достижения цели эксперимента нами была разработана система из девяти диагностических заданий , которые отражают цели эксперимента. Приведем примеры некоторых заданий: 1. Назовите части тела, которые обозначают приведённые ниже слова. Лик, чело, очи, ланиты, десница, уста, перст, выя, брада.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=