Время Науки. 2015. Выпуск 2 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2015 53 обучения по русскому языку и литературному чтению в начальной школе осуществляется более удачно. Изучение устаревшей лексики предусмотрено всеми программами по русскому языку и литературному чтению в начальной школе, но наиболее полно эта тема представлена в Образовательной системе «Школа 2100» учебно-методический комплект «Русский язык» и «Литературное чтение» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В. Прониной, а также УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». Это выявлено нами в процессе анализа языкового материала школьных учебников. Представим основные понятия, рассматриваемые в работе. Лингвокультурология (от лат. lingua – язык + культура + ...логия ) – это комплексная научная дисциплина, изучающая взаимосвязь и взаимовлияние культуры и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания [1, с. 127]. Лингвокультурологический комментарий – это толкование текстов, разъяснение фактов и событий, неизвестных учащимся, раскрытие предметно-понятийного значения лингвистических единиц, затрудняющих адекватное понимание текста [7, с. 9] . Большинство исследователей выделяют два типа комментирования: внеязыковой и языковой. Внеязыковой комментарий носит характер энциклопедической справки и организуется к географическим названиям, явлениям социальной и культурной жизни, предметам быта и т. п.; языковой комментарий представляет собой пояснение филологического характера [7, с. 9]. Лексикой называется система лексических единиц, находящихся в определённой взаимосвязи друг с другом [6, с. 4] . Устаревшие слова – слова современного русского языка, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своем понятные носителям языка [6, с. 286]. Историзмы – это устаревшие слова, которые вышли из активного словаря, так как из жизни общества ушли те предметы и явления, которые они обозначали (например, соха, кафтан и др.) [6, с. 287].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=