Время Науки. 2015. Выпуск 2 - The Times of Science

Gurova N.M. Н.М. Гурова 50 №2 четвертому классу средний и высокий уровень понижаются. Одна из возможных причин этого заключается в том, что в четвёртом классе все усилия учителя направлены на подготовку к итоговому испытанию, т.е. на предметную подготовку (орфография, грамматика), но не на формирование УУД. Наблюдения уроков и беседы с учителями убеждают нас в этом. Далее подвергнем анализу результаты нашего исследования типичных затруднений младших школьников в постановке учебной проблемы. Анализ выявил типичные ошибки при выполнении отдельных операций исследуемого действия. Самые большие трудности возникли у младших школьников при осознании границы знания и незнания, при моделировании и при запросе информации. Типичные трудности младших школьников при осознании границы знания: - Не осознают, на какое правило/орфограмму предложено задание, - Не владеют умением подведения под понятие. - Типичные трудности при осознании границы незнания: - не осознают, что условия изменились, т.к. не осознают хорошо условия действия нормы, - применяют старый способ действия в новых условиях. Проиллюстрируем на примере: «В данном предложении объясни все изученные орфограммы. Какие орфограммы ты еще не можешь объяснить? Почему? Берега лесной реки покрыты колючим кустарником». Дети вписывали все пропущенные буквы, не видели неизвестные орфограммы, не формулировали вопрос. Типичная трудность при формулировании проблемы (вопроса): школьники не осознают, какой информации не хватает. Приведем пример: «Прочитайте звуковую модель слова. Напишите один вопрос, причем такой, чтобы стало ясно, какое из слов: лук или люк подходит к данной схеме: [… у к]». Ответы учащихся: «Лук; Лук (какой?) зеленый; Сколько звуков должно быть в слове?» Типичные трудности при выполнении заданий на моделирование: - не способны выделить существенные признаки для составления модели, - при чтении модели, - при составлении модели.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=