Время Науки. 2015. Выпуск 2 - The Times of Science

Gurova N.M. Н.М. Гурова 44 №2 учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [3]. В системе универсальных учебных действий (УУД) в качестве центрального определено универсальное учебное действие постановки учебной проблемы. Постановка учебной проблемы является ключевым этапом современного урока русского языка. Данное универсальное учебное действие играет важную роль в развитии и обучении ребенка. В процессе правильной постановки учебной проблемы, а не при её имитации, ученик выполняет целый комплекс универсальных учебных действий (рефлексивное осознание границы знания и незнания, рефлексивное осознание трудностей и причин затруднений, формулировка учебной проблемы, моделирование, целеполагание). Необходимость постановки учебной задачи вытекает из самой структуры учебной деятельности. В процессе постановки учебной проблемы учащиеся устанавливают не внешние, а сущностные, системные связи между изученными ранее понятиями и новым материалом. Следовательно, постановка проблемы помогает преодолеть бессистемность восприятия предметных знаний [1, с. 142]. Необходимость исследования методики обучения постановке учебной проблемы обусловлена недостаточным уровнем сформированности этого действия у младших школьников. Об этом свидетельствуют результаты научных исследований (В.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин, А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер и др.) и проведенного нами экспериментального исследования. Кроме этого, в настоящее время отсутствует научно обоснованная методика обучения школьников постановке учебной проблемы. Несмотря на то, что в разных отраслях научного знания (в психологии, философии, педагогике, в логике, математике), содержатся теоретические сведения о сущности задачи, о логико-психологических условиях её постановки, о ее существенных признаках, эти научные данные не используются при разработке методики обучения детей постановке учебной проблемы. Особо подчеркнем, что в существующих методических рекомендациях по формированию действия постановки учебной проблемы не учитываются промежуточные операции исследуемого действия, т.е. его операционный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=