Время Науки. 2015. Выпуск 2 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2015 27 Абстрактный автор эссе «Освобождение Толстого» близок автору биографическому: так же, как и И.А. Бунин, с юных лет он был «влюблён» в Толстого, путешествуя, оказался в Полтаве, жил в кругу толстовцев и занимался продажей книжек издательства «Посредник», трижды встречался с Толстым в Москве. Он – писатель, бывавший в индийских тропиках, которому близка философия буддизма (этот вывод можно сделать из многочисленных автореминисценций). Интересен следующий пример. Первичный нарратор в начале V главы является экзегетическим, затем – диегетическим: «Вскоре после смерти Толстого я был в индийских тропиках. Возвратясь в Россию, проводил лето на степных берегах Черного моря. И кое-что из того, что думал и чувствовал и в индийских тропиках и в летние ночи на этих берегах, под немолочный звон ночных степных цикад, впоследствии написал…» [3, с. 40]. Этот рассказчик приводит собственные мысли, оформленные как цитаты, автореминисценции, в этих текстах он – вторичный, экзегетический нарратор. Автор предстаёт в двух планах: он – и рассказчик, говорящий о путешествии в Индию, и повествователь, делающий заметки о философии буддизма в связи с этой поездкой. Глубоко личные чувства автора к Толстому, собственный взгляд на его учение (хотя самому Бунину не удалось «опроститься» полностью) проявляются в стремлении увидеть в нём исключительного художника и мыслителя, сумевшего найти «освобождение от смерти», очистить его образ от возникших при жизни и после смерти критических и несправедливых суждений – «сугубой убеждённости тупых людей» [4, с. 137]. Собственные впечатления автора от встреч с Толстым перемежаются с воспоминаниями С.А. Толстой, А.Л. Толстой, С.Л. Толстого, И.Л. Толстого, Е.М. Лопатиной, Д.П. Маковицкого, А.Б. Гольденвейзера, Н.Н. Гусева, Т.А. Кузминской, В.С. Соловьёва и других современников писателя; с цитатами из Библии, из «Поучений Будды», из произведений Л.Н. Толстого, особенно важна сюжетная линия князя Андрея из романа «Война и мир». Эти факты приводятся для подтверждения бунинского взгляда на уход Толстого из Ясной Поляны, его «освобождение» как стремление встать над суетной жизнью, над всем, что связывает с земными привязанностями; «освобождение – в разоблачении духа от материального одеяния» [3, с. 43].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=