Время Науки. 2015. Выпуск 2 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2015 25 ухода. Столь сложная модель нарратива была необходима Бунину для выражения своего особого понимания личности Л.Н. Толстого. Шестая глава «Освобождения Толстого», посвященная воспоминаниям Бунина о том, чем был для него Толстой, начинается со слов: «Мечтать о счастье видеть его я начал очень рано». Л.Н. Толстой сделался как бы «темой жизни» И.А. Бунина, лейтмотивом его судьбы и творчества. В семнадцать лет, в 1887 году, Бунин решил во что бы то ни стало увидеть Толстого, и отправился через Ефремов в сторону Ясной Поляны, но, доскакав до Ефремова, «всю ночь мучился от смены решений – ехать, не ехать» и повернул назад [3, с. 44]. В 1893-1894 гг. он жил в колонии толстовцев на Украине, пытался, стремясь к «опрощению», заняться бондарным ремеслом, распространял брошюры издательства толстовцев «Посредник»: «…страстно мечтая о чистой, здоровой, “доброй” жизни среди природы, собственными трудами, в простой одежде, главное же, опять-таки от влюбленности в Толстого, как художника, я стал толстовцем, – конечно, не без тайной надежды… увидеть его и даже, может быть, войти в число людей, приближенных к нему» [3, с. 44]. Бунин трижды встречался с Толстым в Москве в 1900 г.: он бывал у него дома, в редакции "Посредник", в последний раз они виделись на одной из московских улиц. Все эти встречи описаны в «Освобождении Толстого» (глава VI). Специфичность эссе И.А. Бунина заключается в разнообразии используемых им моделей нарратива. Стоит напомнить, что «нарративность – стратегия текстообразующего способа представления мира в виде сюжетно-повествовательных высказываний, в основе которой лежит некая история, преломлённая сквозь призму определённой точки зрения» [1, с. 65]. Для того, чтобы пояснить содержание понятия «нарратор», необходимо обратиться к первым элементам модели коммуникативных уровней, предложенной В. Шмидом в работе «Нарратология» [5, с. 41 – 97]. Первая инстанция, возникающая перед читателем при знакомстве с произведением, – конкретный автор – реальная личность, писатель. Руководствуясь неким взглядом на действительность, он создает образ автора художественного, в основе которого лежит творческая концепция и мировоззрение писателя [4, с. 10]. Следующее звено – абстрактный автор,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=