Время Науки. 2015. Выпуск 2 - The Times of Science
Lisitsin R.I. Р.И. Лисицын 22 №2 (фразировки), которая зависит в большей степени от характера человека, его психических и речевых стереотипов [1, с. 7]. Особенности джазовой фразировки определяются следующими признаками: мелодическое своеобразие – тесная связь с вокальным и инструментальным интонированием афро-американского музыкального фольклора; фоническая характеристика – связь с тембральными особенностями человеческого голоса; ритмическая характеристика – связь с биоритмами, ритмическими импульсами и акцентуацией человеческой речи. Наглядным примером может стать анализ «блюза», как разновидности жанра джазовой музыки, на формировании которого оказали влияние оригинальные источники африканской и американской народной музыки вместе с элементами музыкальной культуры Европы [3, с. 47]. Блюз, в начале – первичный жанр джазовой музыки, обязан своему рождению этнической музыке афроамериканцев (госпел, спиричуэлс, рабочая песня, в основе которых ударные биты и вокал с народно-религиозной составляющей), тематика которого отражала трудности и препятствия социального устройства жизни чёрного человека. Разновидностями первичного жанра блюз (или прикладного) являются «Сельский блюз» (англ. Country blues), «Народный блюз» (англ. Folk blues), «Простодушный блюз» (англ. Downhome blues). Традиционно исполнялся без аккомпанемента или в сопровождении акустической гитары или губной гармони. Появление классического блюза как вторичного жанра связано с использованием ансамблей из 18 человек и выходом из африканских гетто в шоу- бизнес. В классическом блюзе сохранились характерные особенности, унаследованные от первичного жанра, и оформилась гомофоно-гармоническая фактура. Разновидностями вторичного жанра блюз (или художественного) являются «Блюз большого города» (Big city blues), «Урбанизированный блюз» (Urban blues) и «Ритм-н-блюз» (Rhythm’n’blues). Последний получил распространение в военные годы, его отличительными чертами являются «развлекательный» характер музыки, небольшой состав исполнителей, использование электроинструментов (электроорганов, электрогитар, а позднее бас-гитар), усиление голоса певца и ударных инструментов с помощью микрофона. Одновременное существование в джазе разнообразных направлений, авторов, исполнителей позволяет говорить и о его стилевой системе, что допускает применение сложившейся терминологии академической традиции при анализе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=