Время Науки. 2015. Выпуск 2 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2015 21 Джаз как евро-африканское музыкальное искусство, обладающее эстетической оригинальностью и художественной спецификой, продолжает сегодня эволюционировать под влиянием музыкальной культуры Европы Сложность в определении понятия «джаз» заключается в том, что на «джазообразование» оказывает влияние специфические особенности формы, музыкальные приемы, элементы, не фиксируемые нотацией, а также спонтанное действие и эстетические особенности музыканта-импровизатора. Например, по мнению Маршалла Стернса, сущность феномена джаза следует рассматривать как полуимпровизационную американскую музыку, которой свойственна непосредственность коммуникации, плавнотекущий ритм, а также свободное использование человеческого голоса [3, с. 47]. Иоахим Берендт (1976), исследователь джаза, обращает внимание на несколько отличий джазовой музыки от европейской. Это: импровизация, связанная с исполнительской спонтанностью; свинг и манера фразировки показывающие индивидуальность джазового исполнителя. В качестве критериев, позволяющих определить, что такое джаз, Чарлз Сьюбер, издатель журнала «Даун бит», называет импровизацию, индивидуальную интерпретацию и экспрессивность, «джазовую» фразировку и ощущение динамичности метроритма [2, с. 3]. Но чтобы понять, что такое джаз, его эстетические особенности, необходимо охарактеризовать его жанровую специфику: форму, способ исполнения и идейно- содержательные особенности. Понятие «жанр» определяется или по внешним признакам (общность структуры), или по внутренним (настроение, тема), или местом, где происходит исполнение (филармония, мюзик-холл, ресторан, клуб, дансинг). К понятию «жанр» относится и отрасль музыки (опера, симфония), и ее разновидность (опера- буффа, симфониетта). Иногда слово «жанровое» рассматривают как синоним понятия «бытовое». Следует заметить, что для джазовой музыки характерно смешение жанров и жанровая неопределенность. Поэтому исследователи джаза, учитывая особенности джазовой специфики, предлагают определять жанровую сущность джаза через характер творчества, так как джаз представляет собой разновидность импровизированной музыки. В течение последних лет изменилось понимание джаза, его эстетические признаки, но основное отличие джазового искусства от других видов музыкального творчества заключается в полуимпровизированном исполнении, связанном с джазовым мышлением, выразившемся в особенностях его музыкальной речи

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=