Время Науки. 2015. Выпуск 2 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2015 17 закономерно, так как благодаря им возникает универсальный язык коммуникации, основанный на визуальных образах и иконических знаках, «язык, который мы ассимилируем зрением, а не слухом» [7, с. 31]. Другим показателем кризиса литературоцентризма явился новый формат подачи информации на газетной и журнальной странице, возникновение особого книжного искусства. Теперь на человека, держащего в руках печатное издание, воздействовал не только вербальный текст, но и визуальный образ. «Линейный язык письменности сочетается с языком изобразительного искусства, с языком плоскостным. Это явление было первым «мостиком» переброшенным от письменной культуры к культуре экранной, художественная страница сменилась «ожившей» страницей – экраном» [3, с. 39]. Происходит визуализация журнальной страница: появляются крупные заголовки, новые шрифты, которые должны соответствовать определенным требованиям и принципам, иллюстрации, стало возможным вести речь о художественном оформлении книги и печатной продукции в целом. В российских газетах конца XIX века начали активно размещать карикатуры и рекламы самых разных товаров, сочетающие в себе вербальные и визуальные способы подачи информации. Сама газетная полоса приобретает новые смыслы. По мнению исследователя медиакультуры Н.Б. Кирилловой: «…все это было явно революционным, что признавали даже кубисты, включая фрагменты газет в свои картины» [6, с. 88]. Акцент переносится на иконический образ, предпочтение отдается содержанию, оформленному визуально и нацеленному на зрительное восприятие. Так, технический прогресс и визуальное оформление печатной информации повлияли на характер очередного кризиса литературоцентризма. Дальнейшему и более успешному оттеснению литературы с ее первостепенного места в системе «медиа» в Серебряном века способствовали художественные практики С.П. Дягилева – одного из создателей художественного объединения «Мир искусства», организатора многих выставок, реформатора русского музыкального театра и продюсера «Русских сезонов в Париже». Будучи человеком чутким ко всем новым веяниям культуры, он стал их выразителем в эпоху Серебряного века,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=