Время Науки. 2015. Выпуск 2 - The Times of Science

Novikova N.V., Reshetova L.I. Н.В. Новикова, Л.И. Решетова 16 №2 Оставаясь неизменным атрибутом русской культуры, литературоцентризм в разные культурно-исторические периоды испытывал как подъем, так и упадок. В момент его кризиса, по наблюдению И.В. Кондакова, следует говорить «не только о спаде интереса к литературе – со стороны, как авторов, так и читателей, но и о становлении нового культурного статуса литературы – в плане ее социокультурного функционирования и контекста ее восприятия. То есть речь идет о потере литературой статуса «медиа» своего времени» [4]. Как следствие – изменение места литературы в системе искусств, отчетливее всего просматриваемое в культуре Серебряного века. И.В. Кондаков определяет данный период как второй этап кризиса литературоцентризма, выделяя в качестве первого середину ХIХ столетия, когда критика теснила литературу и, по его определению, возник «критикоцентризм» [4]. Новый культурный статус литературы на рубеже XIX – XX веков был обусловлен прежде всего тем, что происходило активное внедрение в практику неизвестных ранее технологий, дающих возможность конструирования новых медиа. Технический прогресс создал новое информационное поле, в котором на первый план вышли звуковые и визуальные способы передачи и подачи информации, а письменная культура и человеческая речь, подчиняясь их воздействию, ушли на второй план. Распространение в конце XIX века электричества дало импульс к появлению и развитию в качестве источников связи телефона, радио, и усовершенствованию структуры проволочного телеграфа, который «перевел письмо в звук» [6, с. 98]. Но не одно это повлияло на развитие кризиса словесности в данный период. Как пишет В. Беньямин, «на рубеже XIX и XX веков средства технической репродукции достигли уровня, находясь на котором они не только начали превращать в свой объект всю совокупность имеющихся произведений искусства и серьезнейшим образом изменять их воздействие на публику, но и заняли самостоятельно место среди видов художественной деятельности» [1, с. 19]. В первую очередь речь идет о фотографии и кинематографе. По мере своего развития такие способы репрезентации информации находят свое место в системе массовых коммуникаций, что вполне

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=