Время Науки. 2015. Выпуск 1 - The Times of Science

Safonova O.S. О.С. Сафонова 42 №1 заколебалось, и горы сдвинулись с места и Нуменор погрузился в пучину… » [7, с. 333 – 334]. Так, Дж.Р.Р. Толкин, следуя заповедям католического вероучения, отрицает всякое сопротивление и неповиновение замыслу Бога, которое должно быть наказано. Но также автор утверждает безграничную доброту творца, который карает только за совершение зла. Именно поэтому Эру не наказал айнура Ауле, который вопреки его замыслам создает семерых праотцов гномов. «Илуватар увидел смирение Ауле и сжалился над ним <…> и сказал так: – Как дал я Бытие думам айнуров в начале мира, так теперь принял я твое желание и нашел ему место; и ничего не буду менять я в твоем создании – так, как ты создал его, пусть и будет» [7, с. 34 – 35]. Именно раскаяние и смирение становятся ключом к милосердию и спасению. Католическое вероучение также дает ответ на вопрос: почему единый Эру, обладающий безграничной властью, не смог сам искоренить зло. Как и в католицизме, Илуватар вне мира, реализуется только его первоначальный замысел. Именно поэтому Моргот сумел остаться в сотворенном Эру мире, и даже после его изгнания в Черную Бездну зло снова проникло в Средиземье. Ибо пока семена зла способны прорасти в сердцах созданий Эру, оно будет стремиться подчинить себе мир. Именно так место Мелькора занял его не менее алчный и жестокий слуга Саурон. «Сильмариллион» – сложное произведение, которое можно бесконечно рассматривать с различных точек зрения. Но влияние католического вероучения на его создание является неоспоримым. Дж.Р.Р. Толкин, как истинный католик, продолжает основные христианские идеи о добре и зле, их вечном противостоянии. Именно его близкий нашему поколению язык помогает многим молодым людям осмыслить библейские легенды, сформировать этические представления о добре и зле и сделать выбор в пользу свершения благих поступков.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=