Время Науки. 2015. Выпуск 1 - The Times of Science

Kuznetsova S.Yu. С.Ю. Кузнецова 34 №1 прозрения. Этот эффект «удвоения увиденного» характерен и для учения Соловьева о человеческом искусстве, которое мыслитель условно делит на три типа: прямое магическое воздействие, чему соответствует религиозное пророчество, чистая поэзия и музыка; косвенное воздействие через потенцирование (усиление) красоты, что способствует акцентировке в явлении его идеальной стороны в архитектуре и живописи; отражение идеала через подчеркивание несовершенства явления (комедия, сатира). Во всех этих формах идеальное начало проецируется на ту или иную сторону действительности, поэтому увиденная во всеединстве красота мира и есть подлинное идеальное бытие, достойное того, чтобы быть. Воплощение этого бытия, его реализация – особый богочеловеческий процесс, реализация которого во времени представляет собой преображение мира. Он возможен при равенстве потенциалов доброго и злого начал. Поэтому мыслитель, рассматривая иерархию красоты, пишет и о наличии соответствующей ей иерархии зла, безобразия, уродства. Любое нарушение подлинности Всеединства создает безобразие, поскольку оно проецирует отъединенное, замкнутое, самостоятельное, частное бытие. Поэтому, например, природная (естественная) красота в силу своей связи с обособленным бытием всегда содержит в себе элемент несовершенства и нуждается в прояснении, преображении. В конечном итоге смысл искусства в положительном всеединстве, достижении неподлинным, замкнутым, конечным бытием уровня бытия всеединого. Перспективы такого бытия раскрываются в работе В.С. Соловьева на примере конкретной сферы искусства. Но в целом речь здесь идет именно об идеальном бытии, раскрывающемся в процессе преображения земного мира. Реконструируя характеристики этого бытия в контексте работы «Истинный смысл искусства» мы получаем конкретизированное прочтение всеединства. Идеальное бытие, по мысли Соловьева, – должное, солидарное разнообразное бытие. Каждый из этих аспектов раскрывает одну из сторон всеединства не как абстрактного знания, а как подлинной, действительной жизни. Это бытие рассматривается Соловьевым как должное, поскольку «этическое бытие вводится в нравственный порядок через преображение последнего»; как солидарное, поскольку всеединство открывается в нем как согласие всех, отсутствие отъединенности, закрытости, замкнутости; разнообразное,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=