Время Науки. 2015. Выпуск 1 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2015 33 идея конца истории, неестественности существующей структуры мира, которая нуждается в одухотворении и преображении. В этом, по мысли Соловьева, состоит подлинный прогресс человеческой цивилизации, поскольку осознание конечности и смертности человека и непрочности земной жизни должно способствовать ее усовершенствованию и преображению. Проблема всецелого одухотворения материального является ключевой для мыслителя, специфика решения этой проблемы в метафизике Всеединства составляет особую неповторимую черту идеализма Соловьева, одно из ее преимуществ и, в то же самое время, главный ее «недостаток». Критики В.С.Соловьева, в частности, Е. Н. Трубецкой, отмечают, что идея в понимании В.С. Соловьева соответствует индивидуальному характеру вещи, в то время как у Платона это общее родовое понятие [2]. Соловьев считает необходимым полное увековечение материальной структуры действительности, то есть в жизни преображенного мира должны участвовать все вещи, соответственно, будут сохранены и усовершенствованы все элементы материального порядка, которые будут продолжать существовать в преображенном виде. Эти идеи Соловьева стали поводом для обвинения мыслителя в пантеизме, поскольку нельзя провести прямой аналогии между несовершенным посюсторонним миром и будущей преображенной вселенной. Соловьев считал, что существует непосредственная связь между материальным и духовным и одухотворяется не просто идеальная духовная сущность вещи, а вся вещь целиком в ее материальном явлении. Это соответствует интенции преображения мира. Этому способствует и красота в искусстве, взаимодействие с которой составляет третий важный аспект преображения. Соловьев полагает, что красота в искусстве является отраженным, неполным, несовершенным светом идеи. Следовательно, подлинное произведение искусства – изображение предмета или явления в свете будущего мира [1]. Это определение очень важно, поскольку в соответствии с реконструированным А.Ф. Лосевым античным значением термина «идея» – то, что видно в вещи, здесь уже предполагается зримость, видимость, возможность увидеть вещь. Соответственно, у Соловьева речь идет о видении увиденного, усмотренного, открытого. Это придает пониманию искусства, выраженному мыслителем, ареол подлинного мистического

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=