Время Науки. 2015. Выпуск 1 - The Times of Science

Kuznetsova S.Yu. С.Ю. Кузнецова 32 №1 критика В.С. Соловьевым общего определения творчества, в соответствии с которым художник лишь выявляет в действительных вещах типичные характеристики; по мнению мыслителя, такое определение художественного творчества неполно, поскольку любая действительная вещь выражает себя полнее, чем ее художественное описание и постижение. Красота вещей, по мысли Соловьева, содержит в себе отсылку к их подлинному бытию, без соотнесения с которым и соответствия которому любая красота несовершенна. Поэтому красота наряду с истиной и добром является воплощением подлинного бытия, осуществление принципов которого в материальном мире влечет за собой преображение земного [1]. Это преображение реализуется в нескольких аспектах, изучение которых поможет нам лучше понять позицию В.С. Соловьева. Первый из этих аспектов – понимание В.С. Соловьевым всеединства как воплощенной красоты, реализующей в себе состояние будущего преображенного мира. Мыслитель дает определение Всеединства как «жизни всех друг для друга в одном» [1]. Это определение отражает «высший» уровень, наибольшую степень воплощенности красоты как взаимной координации самостоятельных начал в одном. По этой формуле и существует мир, так как все, что подлинно существует, имеет наряду с другим равное право быть. Все связано со всем и не может быть реализовано за счет другого, а значит часть не преобладает над целым, и целое не довлеет над частями. Для Соловьева это не абстрактное утверждение, а подлинная правда жизни, любое отступление от которой для мыслителя – зло. Главная жизненная задача Соловьева – конкретизация Всеединства, надежда на то, что оно будет реализовано максимально полно и разнообразно. Этому способствует актуализация преображения мира как взаимной координации внешней (телесной) и внутренней (духовной) красоты – второй важный аспект обсуждаемой работы Соловьева. Это всеединство, реализованное в материальной природе и человеческих отношениях. Cоловьев считает, что отсутствие красоты вызвано бессилием идеи [1], поэтому подлинная задача человека на земле как прекрасного и сознательного существа сводится к непосредственной материализации духовной сущности и всецелому одухотворению материального явления [1]. Мыслитель именно таким образом «рассматривает» удел человека на земле, поскольку для него важна

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=